Встретим конец света досрочно
По календарю древних майя конец света должен наступить в декабре 2012 года. У России есть все шансы встретить катастрофу досрочно. В отдельно взятой стране конец света и газа наступит уже в 2011 году. Именно тогда весь газ и всю электроэнергию станут продавать на свободном рынке. По мнению аналитиков Всемирного банка, в России цены на газ вырастут в разы. Каким будет реальный рост тарифов — никто не знает.
По крайне мере, довольно скоро Россия сможет догнать Европу. Но не по уровню жизни, а по уровню цен на газ. В январе Федеральная служба по тарифам предложила правительству новую формулу расчета цены на «голубое топливо». По ней уже в 2007 г. стоимость газа в нашей стране должна была бы приблизиться к $169 за тысячу кубических метров. Такая цифра получается, если из европейской цены ($293) вычесть 30% таможенной пошлины и $25 расходов на транспортировку.
Эта алхимия финансов имеет вполне понятную цель. За пять лет торговля газом на внутреннем рынке для концерна «Газпром» станет таким же прибыльным делом, как и экспорт. Неудачные «газовые войны» и перепалка с ЕС не прошли для газовиков даром. В «Газпроме» догадались: высокие внутренние цены на газ — это отличная замена экспорта. При заоблачных российских ценах не надо чинить дырявые экспортные газопроводы. Или под каждый Новый год «пугать задвижкой» транзитные страны — Украину и Белоруссию. Можно попросту драть три шкуры с потребителей, заключенных внутри страны. А куда они денутся!
Цены европейские — зарплаты российские
В конце прошлого года помощник президента РФ Игорь Шувалов заявил в интервью «The Wall Street Journal»: "Мы исходим из посылки, что цена должна быть одной и той же для всех, внутри и за пределами страны». Высокопоставленный чиновник слукавил, по меньшей мере, дважды.
Во-первых, не существует единой цены на поставляемый газ в Европу. К примеру, по действующим контрактам с "Газпромом" Болгария получает российский газ по $83 за 1 тыс. кубов (в счет оплаты транзита), Эстония платит за него около $100, Латвия — $120–140, Литва — $151, Финляндия — менее $200, Польша — $200–250, Румыния — $230. Такой прейскурант давно не имеет ни экономических, ни — тем более — политических оснований. Все зависит от степени «интересности» схем оплаты, применяемых при расчете за наше «национальное достояние».
Необходимо учесть также, что рынок газа — сугубо региональный. Скажем, цены на газ в странах Азии ниже, чем в Европе. (Например, по Ковыткинскому проекту китайская сторона предлагает установить цену в районе $60 за тыс. куб.). Ожидается, что к 2010–2015 году цена на газ в Китае достигнет $140–150 за тыс. куб. м., а в Южной Корее — $140–160 за тысячу кубометров. Даже богатая Япония закупает сжиженный газ с Ближнего Востока и из Австралии по цене примерно по $140 за эквивалент тыс. кубометров. Так что «среднерыночная» цена в $250 за 1 тыс. кубов — это совершенно фиктивная величина, напоминающая среднюю температуру по больнице.
Во-вторых,
по мнению высокопоставленных чиновников, Россия должна добровольно отказаться от естественного преимущества — низкой по сравнению с европейской ценой на энергоресурсы на внутреннем рынке. Хотя при обсуждении внутренней стоимости энергоресурсов, как и в случае вступления в ВТО, для России следует руководствоваться не абсолютными цифрами. Тут надо иметь в виду соотношение стоимости энергоресурсов к средней зарплате для нашей страны. Не надо забывать, что для россиян уже сегодняшние цены неподъемны.Чиновники привычно ориентируются на цены на газ в Европе и совсем не желают привязывать цены на газ к размеру российской пенсии и зарплаты. Так, средняя зарплата в России, по данным Росстата, в январе 2007 года достигла 330 долларов, а во Франции — около $4600. Наша средняя пенсия составляет 26% от средней зарплаты, а в странах Евросоюза — уже около 80%. Россия остается единственной страной в Европе, где минимальная зарплата (1100 руб.) устанавливается ниже прожиточного минимума (5795 руб.). Малообеспеченные люди (а их у нас около 20%) уже сейчас основную часть зарплаты тратят на еду и оплату коммунальных услуг. Что же будет потом?
Поэтому в правительстве посчитали, что резко повышать цены на газ в предвыборный год не стоит. Стоимость сырья будет расти, но строго по графику. Цены на электричество и газ будут отпущены на свободу только после 2010 года. Впрочем, экономист Михаил Делягин уверен, что черная полоса наступит уже с 2008 года: «По завершении сезона выборов цены на газ начнут расти галопирующим образом по 25% в год».
Пока наша жизнь подтверждает этот печальный прогноз. К примеру, в правительстве заверяли, что «принятые меры касаются только промышленных потребителей и не затронут население». Но почему-то в начале 2007 года цены на бытовой газ подскочили на 42%. А в течение ближайших 12 месяцев цены могут вырасти еще на пару-тройку сотен процентов. Этот кратный рост заметят и обладатели газовых плит, и владельцы маршрутных такси, работающих на газе.
Дорасти до уровня Белоруссии
Сегодня две трети добытого газа реализуется в России, а одна треть — за рубежом. Но эта экспортная треть дает "Газпрому" две трети всей выручки. Цена за 1 тысячу куб. м. в России пока еще составляет около 49 долларов, а уровень экспортных цен для европейских стран доходит до $250.
Считается, что повышение внутренних цен на газ приведет к падению его потребления в России. Неясно, на чем основан этот расчет. В 2000–2004 гг. цена газа в Европе повысилась на 60%, а потребление газа не только не снизилось, а росло даже быстрее ВВП. Частичное снижение использования газа одними потребителями может быть компенсировано другими. Так что повышение цен на газ может привести не к снижению внутреннего потребления, а к снижению производственного и экспортного потенциала России.
Для газовой монополии повышение внутренних цен — крайне выгодное дело. Рост тарифов только на 20–30% даст концерну прибыль до $2,8 млрд. Некоторое время назад на официальном сайте «Газпрома» была размещена информация о том, что до 2010 года цены на газ должны вырасти в 22,5 раза по сравнению с 2003 годом. В пресс-службе так и не смогли пояснить, откуда возникла такая цифра, и предположили, что была допущена техническая ошибка, а речь идет о росте тарифов лишь в 2–2,5 раза. Однако министр экономического развития и торговли России Герман Греф рекомендовал на одном из заседаний правительства готовиться к троекратному росту тарифов на газ.
В федеральном правительстве надеются, что в ближайшие годы новая формула цены будет работать вполсилы — кабинет министров установил до 2010 года предел роста стоимости для «голубого топлива». В 2007 году оптовая цена увеличится на 15% (до $50,6), а в 2008-м — на 25% ($63,3). В 2009-м газ подорожает еще на 20% ($75,5). Так что к концу 2010 года нашей экономике предстоит ощутить проблемы современной Белоруссии — гражданам придется платить около $100–110 за тысячу кубов (только если сейчас Минск часть этой суммы выплачивает акциями своей газотранспортной системы, то россияне будут рассчитываться живыми деньгами). Затем цены на газ окончательно отпустят.
Затраты вырастут
Известно, если дорожают нефть и газ, — они тянут за собой все остальные цены. Что тогда ждет российскую экономику? По мнению Министерства экономического развития и торговли, в зоне риска находятся «всего» четыре отрасли — химическая, нефтехимическая, металлургия и сельское хозяйство. На деле рост цен на энергоносители означает неизбежное увеличение затрат во всем промышленном и перерабатывающем секторе. Значит, будет сокращение производства, массовые увольнения в регионах и резкое увеличение инфляции.
Экономисты подсчитали, что даже плавное повышение цен на газ всего на 1% в течение примерно двух лет воздействует на всю экономику. И приводит к итоговому повышению общего уровня цен на 0,7%. Резкое повышение цен приведет к торможению экономического роста и ускорению инфляции. К примеру, в прошлом году цены на многие энергоемкие товары и услуги росли быстрее инфляции (9%). Это услуги жилищно-коммунального хозяйства (17,9%), электричество (16,7%), бензин (15,8%), пассажирский транспорт (12,9%). Так что инфляция съест часть доходов от роста внутренних цен на газ.
Наступивший год уже подложил «огненную Свинью» региональным администрациям. В Красноярском крае, Волгограде, Пензе и ряде других областей региональные администрации ищут пути, как защитить население от резкого роста тарифов на бытовой газ. Бюджетов регионов не хватает для компенсаций малоимущим семьям. А самарский губернатор Константин Титов даже отказался утверждать новые розничные цены на «голубое топливо». Он назвал ценовые ножницы «лоббированием чиновниками интересов коммерческой структуры» и «коррупцией».
Лоббисты выбрали деньги
Ни в одной стране мира поставка газа на внутренний рынок никогда не была убыточна. Весь вопрос в норме прибыли, которую берут себе поставщики топлива. Например, американский аналог «Газпрома» — «Exxon Mobil» — считает за благо 4% прибыли. Но у руководства Газпрома свои представления о доходах и убытках. Норма прибыли в российской газовой отрасли такова, что "наркотики отдыхают". Так в минуту откровенности выразился один из бывших руководителей "Газпрома".
Аналитики утверждают, что реальная себестоимость тысячи кубометров газа составляет от 4 до 10 долл. на скважине. Даже если добавить стоимость транспортировки по России, цена на газ внутри страны должна составлять $20–30. В итоге, наши природные ресурсы предполагается нам же «впаривать» почти за две сотни долларов! Понятно, что при такой норме прибыли некогда думать о развитии газовой отрасли — успеть бы «Газпром-сити» построить.
Значительный рост тарифов можно было бы оправдать существенным повышением уровня добычи газа. Но в действительности, все эти шальные деньги не приводят к росту добычи газа. Согласно статистическим данным, с января по ноябрь 2006 года объем добычи увеличился лишь на 0,8%. В итоге, по оценкам Минпромэнерго, "Газпром" опасно балансирует на нулевой разнице между добычей и продажей.
Доступные запасы «голубого топлива» неуклонно снижаются. И у «Газпрома» есть два пути выхода из системного кризиса. Первый — вкладывать значительные ресурсы в разведку и добычу газа на новых месторождениях. Второй — резко повысить цены на газ — как внутри РФ, так и за ее пределами. Судя по последним шагам, газовый монополист пролоббировал второй — сугубо колониальный — вариант. Под шум рекламы о «национальном достоянии» «Газпром» неуклонно превращается в обычную транснациональную корпорацию.