АПН: Какие последствия будет иметь повышение цены на транзит российской нефти через территорию Белоруссии? Означает ли это, что Лукашенко идёт на разрыв отношений с Россией?
Юрий Шевцов, политолог:
Нет, не означает. Это продолжение перехода в расчетах за углеводороды между Россией и Беларусью на международные цены, начатое Россией. Цены на транзит нефти для России не подымались с 1996 года. Это был один из принципов создания общего экономического пространства России и Беларуси в рамках Союзного государства: внутренние цены РФ по углеводородам для РБ и низкие цены на транзит для российских углеводородов в Европу. Несмотря на рост цен на нефть для РБ с тех пор цены на транзит не повышались. Но сейчас Россия вывела цены на нефть за пределы соглашений по Союзному государству и даже Таможенному союзу. Теперь цена нефть для РБ определяется в зависимости от цены на нефть в Роттердаме и Гданьске, а также появилась таможенная пошлина на нее. Поэтому Беларусь обязательно будет повышать и цену транзита и вообще приводить все транзитные услуги, которые оказываются российским нефтяникам в соответствие с международными нормами. Сейчас цена на транзит поднялась всего на треть, но дальше наверняка в разных формах она вырастет примерно до того уровня, который приходится платить в Польше.
Но это не разрыв с Россией. Пока РФ не разорвала военный союз, остатки Таможенного союза, не ввела визовой границы – РБ вряд ли будет это все инициировать первой. С белорусской точки зрения, союз был основан прежде всего ради «общих ценностей». С белорусской стороны он оценивается не меркантилистски, а - идеологически. Беларусь была инициатором этого союза. Поэтому важно для будущих поколений и для истории, чтобы РБ не была инициатором разрыва союза. Думаю, Беларусь будет по-прежнему лишь рефлексировать на шаги России. Потому пока что от союза еще кое-что остается.