«Даешь Олимпиаду в Сочи!» — лозунг дня. Министры рекламируют этот продукт так, что преисполняешься национальной гордости великороссов. Но как всегда, у них не клеится то одно, то другое. Вот прошли осадки, подуло ветром — света в Сочи нет три дня. Невольно начинаешь напевать: «Это сама природа наглядный дает урок…»
Природа гневается не случайно. Обрывочная информация об этом проникает даже на телевидение. На фоне победных реляций министра Грефа гроза коттеджей Олег Митволь, пряча глаза от камеры, говорит что-то невнятное о зверушках, которых надо бы пожалеть. Обычный зритель не побеспокоится — опять этот Митволь пиарится, какие-то зверушки… Ну, учтут потом интересы этих зверушек. Зритель «въедливый» уже знает, что если при таком пиаре за олимпиаду в Сочи говорят о зверушках — значит, проблема не меньше, чем по Сахалину-2.
Знакомые звонят мне с одним вопросом: в чем там дело с этими зверушками? Увы, мне приходится отвечать, что готовится широкомасштабное преступление против природы страны.
Дело в том, что правительственная Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)" предусматривает ни мало, ни много — застройку четверти территории Сочинского национального парка. А этот парк примыкает к еще более заповедной зоне — Кавказскому биосферному заповеднику, территория которого внесена в Список всемирного природного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Ясное дело, что нашим чиновникам ЮНЕСКО не указ. Но все-таки речь идет о международном мероприятии, которое должно содействовать здоровью и гармонии с природой. Когда вскроется, какой ценой Россия намерена заплатить за право принять Олимпиаду — позора не оберешься. Опять русские будут выглядеть варварами, хотя варварами являемся не мы, а наши чиновники.
Разумеется, чиновники наплевали на закон и запустили стройку в дело, еще не получив даже документов о том, что пройдена экологическая экспертиза. Это — незаконно. За это «ухватились» зеленые: Гринпис, Фонд дикой природы, Социально-экологический союз и партия «Зеленая Россия» в обеих своих частях, как «яблочной», так и независимой. Сначала протесты и иски зеленых вызвали возмущение чиновников: что за наглые приставания, когда все уже решено. Что за ссылки на закон и Конституцию. Кого сейчас интересует Конституция? Глава Олимпийского комитета России Л. Тягачев по сообщению Newsru.com заявил, что если «зеленые» «придут и начнут, потрясая Конституцией, кричать о том, что нельзя рубить елки и сосны, нам будет проще поменять Конституцию.»
Не боятся они и уголовного кодекса, не про таких «больших людей» писаны его статьи 246 ("Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ"); 260 ("Незаконная порубка деревьев и кустарников" (часть 3 с наличием отягчающих обстоятельств, когда преступление совершено в особо крупном размере и группой лиц по предварительному сговору)); 262 ("Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов").
Кроме этих статей УК у нас еще много неработающих законов: «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе» и др.
Смысл событий — не просто в их незаконности. У нас такая Дума, что она всегда может поправить закон в интересах крупного бизнеса. Смысл — именно в интересах бизнеса и сросшихся с ним чиновников, которые в начале XXI века догрызают последние участки ресурсов, еще не поделенных в 1990-е годы.
Олимпиада (даже если России укажут от ворот поворот) — хороший повод отъесть от заповедника лакомые куски. Развитие туристско-спортивного горноклиматического комплекса Красная поляна началось с 2003 года. Зацепившись за краешек, начали расширяться. А вокруг — заповедная зона парка, дальше — биосферный заповедник. Благодать для строек и туризма для богатых. Чтобы взломать заповедные границы, нужен повод. Так и стала идея Олимпиады прикрытием для «освоения» заповедной земли.
Администрации Краснодарского края и мэрия Сочи создали ОАО для строительства. В заповеднике, на склонах хребта Аибга, близ поселка «Красная поляна» началось строительство горнолыжного комплекса "Карусель". Была произведена крупномасштабная вырубка леса на площади более 40 гектаров и построена канатная дорога. Первая очередь комплекса "Карусель" была построена без экологической экспертизы. Только от уничтожения плодородного слоя почвы и лесной подстилки ущерб составляет 115 миллионов рублей. Привлекается частный капитал. Кто же эти благодетели, которые стремятся принести разор цивилизации в последние девственные леса Кавказа? Это все те же ньюсмейкеры нашего времени: "Газпром" и "Интеррос". Интеррос строит горнолыжный курорт "Роза Хутор", а Газпром с той же задачей вложился в стройку на хребте Аибга. Планируется создать ГЭС на реке Мзымта и скоростную железную дорогу.
Но это — ягодки. А цветочки — пока не утвержденный план развития города-курорта Сочи, в который входит олимпийский раздел. Если МОК, где тоже давно сидят циничные прагматики, договорится с Россией и даст отмашку — процесс строительства пойдет полным ходом. Если не даст отмашку — будут осваивать «самые вкусные куски» Сочинского нацпарка и, возможно, Кавказского заповедника. 195 млн. долларов под "Федеральную программу" уже выделяются. Впереди — миллиарды. Есть что распилить. И не только деревья.
Раз на кону большие деньги, а «зеленые» поднимают большой международный шум, хозяева жизни могут действовать и в рамках закона — натягивая его на нужные углы.
9 октября 2006 г. Министерство природных ресурсов приняло приказ, который перекроил территории, относившиеся к заповедной и особо охраняемой зонам Сочинского национального парка. Парк «потеснили» там, где запланировали строить: под угрозой хребет Аигба, урочище Грушевая Поляна, Турьи горы, хребет Псехако. Под застройку попадают сотни гектаров уникальных девственных широколиственных и пихтовых лесов Западного Кавказа. Под угрозой гибели находятся десятки видов растений и животных, внесенных в Красные книги МСОП и Российской Федерации. Будут разрушены сложившиеся миграционные пути тысяч диких животных, уничтожены или необратимо повреждены их ключевые места обитания.
Такая мелочь, как экспертиза, тоже не может быть препятствием на пути крупного капитала и бюрократической олигархии. 17 октября 2006 г. Росприроднадзор объявил о начале экологической экспертизы проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральную целевую программу (ФЦП) "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)". То есть само постановление осталось без экспертизы, а вот поправки были исследованы стремительно. «Проверенные» эксперты потрудились на славу. 26 октября руководитель Росприроднадзора С.И. Сай своим приказом утвердил положительное заключение.
Понятно, что экспертиза чисто формальная. Но законностью здесь не пахнет — ведь по-прежнему не проведена оценка воздействия строительства на окружающую среду (ОВОС), предусмотренная действующим законодательством.
Олимпийский комитет РФ тоже не дремлет, а проявляет законодательную инициативу. Лоббируется внесение поправок в Закон «Об особо охраняемых природных территориях» и Земельный кодекс, позволяющих использовать территорию национальных парков «для отдыха, физической культуры и спорта». Так что Сочи — это только начало.
Можно не сомневаться, что законодатели выполнят свой «долг» — как его понимают истинные хозяева России. Ведь внесли же они в закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» поправки, которые снимают ограничения на строительство в национальных парках. Но может быть, олигархам нужно просто вступить в переговоры с «зелеными», ввести границы стройки в рамки закона, чтобы и овцы были целы, и волки сыты, и парк сохранился, и олимпиада прошла с триумфом? Увы, в жизни так бывает редко. Более 85% территории города Сочи занимают федеральные охраняемые природные территории — Сочинский национальный парк, Кавказский заповедник и Сочинский заказник. Исключение составляет узкая полоса вдоль Черного моря, Лоосский лесхоз, где стройки не планируются, и небольшие участки горных населенных пунктов. Стройки грядут вокруг Красной Поляны и в Имеретинской низменности. В других местах комплекс олимпийских объектов просто не поместится. Даже если застроить тоже ценную с точки зрения экологов Имеретинскую низменность, все равно места не хватит. И те, кто придумал проводить зимнюю олимпиаду в субтропиках, это знали. Их волновала не олимпиада, не решение МОК, а возможность в «патриотической» эйфории распилить государственные деньги и отрезать жирный кусок еще неподеленной земли заповедников.
На одной чаше весов — коммерческие интересы трех корпораций и престиж России, поставленный ими на кон. На другой чаше — природное достояние России, еще не отрезанная часть легких страны. Так что же в интересах России — проведение олимпиады именно в Сочи или отказ от новой атаки на природу? Для настоящего патриота России ответ очевиден.