Россия правильно сделала, что прекратила подачу энергоносителей Белоруссии, гласят данные недавнего опроса ВЦИОМ. «Сиюминутные интересы для нации, ориентированной на потребление, важней стратегических», — убеждают нас придворные социологи. И подкрепляют свои слова такими цифрами. 71% россиян полагают, что жесткая позиция, занятая руководством России в ходе белорусского нефтегазового кризиса, в общем, соответствует национальным интересам.
Интересами "Газпрома" причину конфликта с Минском объясняют 23% опрошенных, 61% россиян считает, что национальные интересы либо преобладают, либо совпадают с интересами монополии. Но не следует путать интересы Государства, как общественного целого, с интересами пусть самой крупной и формально государственной Корпорации. А стремление акционеров «Газпрома» заполучить в собственность газотранспортные сети Белоруссии не надо выдавать за стратегическую линию России. И представлять как нефтегазовый спор славян между собою.
Понятно, что обладание экспортной трубой на территории транзитных государств резко повысит капитализацию газового концерна. Именно в этом нехитром действии и заключается главный сюжет недавнего российско-белорусского конфликта. Недаром информированный П.П. Бородин, госсекретарь Союзного государства, заявил в интервью: «А спор-то как был, так и оставался чисто корпоративным — нашей "Транснефти" с соответствующей организацией в Минске».
Давайте спокойно оценим итоги этой «странной» новогодней войны. По заключенным договоренностям Россия вводит для Белоруссии переходный период в 4 года по ценам на газ. Формально с этого момента «Газпром» вместо $45 за 1000 кубов газа будет начислять белорусским потребителям по $100. Но половина вырученных средства пойдет назад в Белоруссию — в зачет выкупа контрольного пакета акций «Белтрансгаза». Российская сторона щедро оценила белорусскую трубу: по максимальной (5 млрд. дол.), а не рыночной отметке (1,5 млрд.). Если подытожить — то четыре года Белоруссия будет получать газ по почти прежней льготной цене. За что боролись?!
Взамен «Газпром» получил повышенный почти вдвое тариф на прокачку транзитного газа — 1,45 долл. И лишь обещание белорусских властей отдать 50% акций «Белтрансгаза», но только через четыре года. При этом Белоруссия сохраняет за собой «золотую акцию», т.е. в управлении предприятием российский концерн участвовать не сможет. Аналитики отмечают, что договор о покупке доли в «Белтрансгазе» содержит заметные риски. Приватизация прошла с нарушением белорусского законодательства и при желании может быть признана недействительной. С точки зрения приобретения активов сделка крайне сомнительная. Но для временного повышения капитализации акций «Газпрома» (пиар-акции, ориентированной на западных инвесторов) ход вполне логичный. После нас — хоть потоп!
Достигнутые соглашения по нефти еще интересней. Россия хотела установить 180 долл. экспортной пошлины за тонну, а удовлетворилась ставкой почти вчетверо меньшей. В этом году 70 процентов от пошлины получит Россия, 30 процентов — Белоруссия. В ближайшие два года соотношение изменится — сначала в пропорции 80 на 20, а после — 85 на 15 в пользу России. Если Минск нарушит договор, Россия введет обещанную пошлину в 180 долларов за тонну.
Примечательно, что согласованная таможенная ставка будет двойной. Нефть для внутреннего потребления пойдет без пошлины, а для перепродажи на Запад — с льготной пошлиной в 53 долл. Возможность «пересортицы» в таком деле всегда существует. А, значит, белорусский «нефтяной оффшор» сохраняется. Все эти маневры были сделаны ради прибыли ряда привилегированных российских экспортеров, вроде «Сургутнефтегаза» и «Роснефти». Что касается бюджета РФ, то он от такого решения получит $1,08 млрд. вместо теоретически возможных $3,6 — 3,7 млрд. Зато свои люди остались не в накладе.
В конечном счете, отдельные нефтегазовые корпорации и некоторые физические лица победили. Но оба государства проиграли. Президент Владимир Путин признал, что скрытая поддержка белорусской экономики Россией будет продолжена. По газу эта поддержка оценивается самим российским президентом цифрой примерно $3,3 млрд., а по нефти и нефтепродуктам — $2,5 млрд. По данным белорусского президента Александра Лукашенко, Белоруссии придется в рамках новых соглашений заплатить за поставляемый газ на $2,5 млрд. больше, за нефть — на $1 млрд. Российские эксперты оценивают экономические потери Минска заметно ниже — в 1,65 млрд. долларов. Или 4,5% ВВП плюс потеря 50% «Белтрансгаза». Это болезненный урон, но вполне терпимо для Минска.
Однако политически Белоруссия явно выиграла от конфликта. Россия, напротив, окончательно испортила свою репутацию надежного энергетического партнера для Европы. Брюссель, еще раз убедившись в непредсказуемости Москвы, затеял бурный роман с Лукашенко. Да и Белоруссия уже вполне готова переориентировать свои экономические связи на Евросоюз. Из общего объема экспорта республики сегодня на долю России приходится 34,5 процента, остальных стран СНГ — 8,9 процента, стран ЕС — 45,9 процента, остальных стран — 10,7 процента. Получается, что своим нефтегазовым прагматизмом Россия сама постоянно отталкивает еще оставшиеся страны-союзники в СНГ. Ведь решение белорусской проблемы (и всех подобных конфликтов) уже давно лежит не в газовой, а в политической плоскости. Москва должна сама принципиально определиться — нужны ей союзники или нет.
Надо трезво отдавать себе отчет, что одностороннее повышение цен для стран-соседей ставит крест на всех пророссийских планах региональной интеграции. И не только в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия. Но и для ЕврАзЭс, куда вместе с Москвой и Минском входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Совершенно непонятно, для каких надобностей вообще создавалась ЕврАзЭс? Ведь главной целью этого образования было объявлено создание Таможенного союза. А также наднационального органа, который бы регулировал единые тарифы для всех участников. Для России такая форма экономической интеграции означает укрепление геополитического влияния на всем постсоветском пространстве.
Чтобы политические отношения между странами-соседями не колебались вместе с курсом акций, нужно установить четкий приоритет региональной интеграции над ценовым сговором картелей нефтяников и газовиков. Тысячелетние судьбы братских народов не должны зависеть от текущей цены за баррель. Иначе, вслед за украинским и белорусским народами, ненужным для «энергоимператоров» станет и русский народ — всех не обогреешь!
Так что нашей стране следует срочно принять федеральный «Закон о союзниках России». В нем законодательно будут оговорен список преференций и льгот для стран, проводящих дружественную политику по отношению к России. А российский парламент ежегодно будет утверждать список наших союзников. Иначе, уже непонятно — с кем из соседей и зачем мы дружим. Или выходит так, что у России уже нет друзей?! А есть только два союзника — нефть и газ!...