АПН: Каковы возможные политические последствия теракта в Эйлате? С чем связана активизация палестинских боевиков?
Александр Коган, израильский журналист, аналитик, специализирующийся на вопросах безопасности и терроризма:
Дело в том, что не совсем ясно, идет ли речь о палестинском смертнике. Эйлат ранее никогда не был целью для палестинцев. Последний раз теракт там был на пляже 25 лет назад, причем боевик пришел из Египта.
Напомню, что в районе Эйлата – порта и туристического центра на Красном море сходятся границы Иордании и Египта.
Это довольно далеко от палестинской автономии, да и смысла проводить акцию именно там, для палестинцев нет.
Хотя об ответственности за теракт-самоубийство заявили сразу три палестинские террористические группировки: "Батальоны Аль-Кудс" ("Исламский джихад"), "Батальоны мучеников Аль-Аксы" (ФАТХ) и неизвестная ранее "Армия за веру", скорее всего им верить нельзя.
В прошлом такого рода группировки брали ответственность даже за землетрясения. Скорее всего, речь идет о "внешнем" теракте – напомню, что за последние годы группировки связанные с эмиссарами "Аль-Каэды" совершили несколько терактов в Синае, на египетской территории, заявляя, что израильские города, и в частности – Эйлат, - следующие на очереди.
В пользу этой версии говорит и то, что террорист взорвался в отдаленном от центра районе – то есть теракт не был подготовлен "как обычно", и смертник, не знакомый с местностью зашел в первый попавшийся мелкий торговый центр и взорвался в пекарне.
Скорее всего, это намек "Аль-Каэды" всем палестинским фракциям, что они должны вернуться борьбе против "сионистского врага" и прекратить внутренние распри. Напомню, что в последнее время в самой Газе появились эмиссары "Аль-Каэды", стремящиеся на фоне распрей между ХАМАСом и ФАТХом создать свою инфраструктуру.
АПН: Что происходит в настоящее время в палестинской автономии? Мирный процесс полностью заморожен или есть надежда на подвижки?
Александр Коган:
В связи с проблемами как в израильском правительстве так и в палестинском никакого процесса нет. Израильтяне не хотят говорить с ХАМАСом, ХАМАС сам не знает, хочет он говорить или нет, и о чем, а ФАТХ, в частности его сегодняшний лидер - фигура настолько пустая, что говорить с ним можно, но результатов это не даст никаких.
АПН: Политический кризис в Израиле как то сказывается на ситуации?
Александр Коган:
Думаю что сказывается, но минимально. Пока в автономии похищают генералов и исламисты подкапывают подземные ходы, чтобы взорвать лидеров ФАТХа, смысла в продолжение процесса не видит никто. Даже если бы в Израиле все было спокойно, говорить израильтянам пока не с кем.