Коктыш: Лукашенко не вкладывает в союзное государство ничего, а получает все

 

АПН: Появилась информация, что Белоруссия готова взять реванш в противостоянии с Россией. Возможен ли успех такого мероприятия?

Кирилл Коктыш, кандидат политических наук:

В результате нефтегазовых соглашений Белоруссия потеряла по российским подсчетам около двух с половиной миллиардов долларов: миллиард на газе, миллиард на разделе пошлин на нефть, полмиллиарда – на отмене ограничений на российскую продукцию и где-то миллионов двести на ограничении ввоза сахара из Белоруссии.

Как заявил Лукашенко, потери составили 3,5 млрд. долларов. Он декларировал, что белорусская сторона должна копейку в копейку возместить потерянное на нефти и газе. Белоруссия намерена потребовать от России плату за землю, по которой проходят российские нефте- и газопровод.

Трубы проходят по лесам, что не позволяет использовать леса по прямому назначению. Земля в Белоруссии товаром не является, соответственно, белорусская сторона может выставить за эту землю любую цену, формально оставаясь в законодательном поле.

АПН: Каковы перспективы союза России и Белоруссии в свете конфликта?

Кирилл Коктыш:

Нынешний конфликт следствие обострения старого спора между Россией и Белоруссией по поводу перспектив союза. Российская позиция в путинский период сводилась к тому, что должен быть приемлемый уровень экономической интеграции и его наличие является условием интеграции вообще. Позиция Лукашенко сводилась к тому, что вначале делается некая политическая общность, а потом, уже отталкиваясь от политического можно строить союз.

На практике это свелось к спору о полномочиях главы союзного государства. В чем разногласия? Та степень интеграции, которая предлагает Лукашенко – это конфедерация. Речь не идет об уступке белорусского суверенитета, а права у союзного президента оказываются на уровне президента федерации, то есть больше, чем у президента России. Такого в природе не бывает, история таких форм государственного устройства не знает. Получается, что Лукашенко не вкладывает в союзное государство ничего, а получает все. Тут возникает тупик, пиарно выгодный для Лукашенко, ибо он может позиционировать себя как объединитель, а российская сторона оказывается ретроградами, препятствующих союзу.

Российская позиция открывает дорогу для союза, чтобы он реализовался, перестал быть пиаром. Российская сторона требовала от Лукашенко провести рыночные реформы, потому что Беларусь - социалистический рай, существующий за счет российских денег. После отмены нефтегазовых льгот Путин сообщил, что Россия продолжает дотировать Беларусь на 5,8 млрд. долларов. Если мы к 5,8 добавим 2,5 млрд. отнятого, то получим, что в прошлом году Россия оплатила чуть больше 60% бюджета Белоруссии. Этого достаточно, чтобы говорить о нежизнеспособности белорусской экономики и отмести разговоры о белорусском чуде.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram