Ющенко — уникальное явление в мировой политике

Виктор Ющенко — уникальное явление в мировой политике и политической истории. Считается, что главный мотив, движущий любым политиком, — это воля к власти. Уникальность Ющенко в том, что все его действия свидетельствуют об обратном: его мотивы прямо противоположны — он как бы убегает от власти, играет в поддавки со своими противниками и оппонентами. С такими качествами долго в политике не живут, но Виктор Ющенко на днях отметил уже вторую годовщину со дня своей инаугурации!

Власть на него как бы свалилась в 2004 году ниоткуда, так что и постепенно расставаться с ее составными частями ему было не слишком болезненно. Понятно, что перед тем, как он сделал Януковича премьер-министром в августе 2006 года, его долго «убалтывали» и шантажировали определенными не очень приятными темами. Но политика — она тем и отличается от иных видов деятельности, что тебя постоянно кто-то чем-то шантажирует.

Случай с Законом Украины о Кабинете министров, в соответствии с которым Ющенко превращается в номинальную фигуру, из той же серии.

Юлия Тимошенко долгое время находилась в подвешенном состоянии: она предпочитала не выступать открыто против Ющенко и не шла на союз с Януковичем и Партией регионов. Но наконец-то она избавилась от политической неопределённости и ее фракция поддержала выгодный Януковичу Закон о Кабмине в обмен на поддержку законов об императивном мандате, об оппозиции и ряде иных актов, выгодных для блока ее имени. Тем не менее, сама Тимошенко очень сильно рискует, ибо ни о каком долгосрочном союзе Партии регионов и БЮТ речь не идет.

Итак, де-факто Украина за последний год превратилась из президентско-парламентской республики сначала в парламентско-президентскую, а теперь и вовсе в просто парламентскую.

Есть ли у Ющенко шансы отыграться и вернуть себе часть властных полномочий?

Думаю, есть. Для этого ему необходимо заветировать Закон о Кабмине, отменить через Конституционный Суд изменения Конституции (т.е. отменить политреформу), через Конституционный Суд признать недействительными полномочия нынешнего Кабинета министров (правовые основания для этого, на самом деле, есть, хотя эту тему в СМИ намеренно не обсуждают), распустить Верховную Раду и назначить новые выборы.

Но главный вопрос даже не в том, сколько судей Конституционного Суда готовы поддержать Ющенко и есть ли у его поредевших и деморализованных сторонников ресурсы для создания новой партии, сколько в том, есть ли у него волевая способность не то что на радикализм, но вообще хоть на какие-то внятные действия. Пока ощущение, что такой воли у него нет и не предвидится в будущем. Из всех радикальных шагов в качестве реально возможного экспертами обсуждается разве что роспуск Верховной Рады в феврале-марте этого года и новые парламентские выборы.

На данный момент Ющенко повторно наложил вето на закон о Кабмине — по всей видимости, его сторонники пошли на бюрократическую уловку: в тексте проекта закона, пришедшем в Секретариат президента из секретариата Верховной Рады перед Новым Годом, были допущены технические ошибки. Это еще один шанс Ющенко отыграться и еще один повод для усиления системного конституционно-правового хаоса в украинском политическом пространстве.

Если учесть, что Виктор Янукович и его сторонники за последние полгода «трудоустроили» в госаппарат колоссальное количество своих донецких земляков и однопартийцев, если учесть, что они эту власть забирали у Ющенко вовсе не для того, чтобы снова ее ему отдавать, сомнительно, что радикальные действия президента останутся без мощного отпора со стороны «донецких». А это, в свою очередь, повод для нагнетания внутриполитических противоречий, для реального раскола Украины и для реализации стратегий «управляемого Хаоса».

Но, судя по поведению и высказываниям Виктора Андреевича, сам он не особенно переживает по поводу происходящего. Возможно, он считает, что Судьба ему готова дарить неограниченное количество уникальных политических шансов.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram