Нынешний конфликт России и Беларуси должен разрешиться компромиссом.
Нечто подобное уже было в 2004 году, но более резко: тогда дошло даже до реальных газовых блокад Беларуси Газпромом и ответного отбора Беларусью "контрабандно" находящегося на ее территории российского газа. Наиболее долгая из тех блокад длилась 18 часов и завершилась сразу после очень резкой реакции ЕС с претензиями к Газпрому и РФ. С тех пор никаких существенных новых технических факторов в белорусско-российском "трубном" вопросе не появилось. Страны по-прежнему технологически взаимосвязаны и все равно будут вынуждены под давлением Запада найти приемлемый компромисс.
К слову, после компромисса 2004 года Беларусь вышла на один из наиболее быстрых в Европе темпов экономического роста и уровень инвестиций в технологическую модернизацию производства.
Однако мы можем уже сейчас говорить о новых политических факторах, в рамках которых развивается нынешний российско-белорусский кризис и новых последствиях, к которым он, вероятно, приведет.
Прежде всего, какая бы формулировка ни легла в основу нового компромисса, уже ясно, что вряд ли возможен возврат к прежнему тесному союзу двух стран. Степень близости союза понизится. Россия разрушает именно политический союз двух стран, прежде всего Союзное государство РФ и РБ. Требования РФ к РБ по газу ударили по принципу равноправию субъектов хозяйствования России и Беларуси в рамках единого экономического пространства Союзного государства. Достигнутый газовый компромисс основан не на договоре о Союзном государстве, а на признании белорусских субъектов хозяйствования своего рода "восточно-европейцами", цена на газ для РБ увязана с ценой на газ для Восточной Европы.
Введенная Россией 8 декабря таможенная пошлина на поставляемую в РБ нефть разрушает таможенный союз РФ и РБ. Ответная пошлина, введенная Беларусью в ответ на эти действия РФ, закрепляет разрушение Таможенного союза. Россия имела возможность ввести ограничения на поставки нефти в РБ в рамках Союзного государства, но была избрана именно та формулировка, которая разрушает сам институт союзных договоров между РФ и РБ. есть и другие примеры движения в сторону разрушения именно союзных отношений с Беларусью, которое инициировала Россия.
Можно предполагать, зачем это делается. Скорее всего, многое в политике Москвы следует объяснять начавшейся в РФ затяжной предвыборной компанией и сложным процессом адаптации к нормам ВТО в связи с повышением внутренних цен на газ в РФ и т.д.
Перед нами — ясная политическая линия России. Предстоящий компромисс не может не быть компромиссом с этой линией. Крепость союзных отношений Беларуси и России, скорее всего, понизится.
Новым политическим фактором в российско-белорусском кризисе является позиция Запада. В 2004 году многие на Западе были ориентированы на свержение Лукашенко в ходе выборов 2006 года и рассматривали конфликт 2004 года в качестве начала такого свержения. Сегодня такой позиции Запад не демонстрирует. В РБ прошли весною президентские выборы. Власть в РБ прочна как никогда. Западных иллюзий насчет того, что Лукашенко сдастся под давлением РФ и "пойдет в состав РФ" больше нет, как нет и ожиданий его свержения в РБ. Запад впервые за все годы власти Лукашенко не выставляет требований его ухода в качестве условия своей поддержки РБ. Особенно это касается, как ни странно позиции США.
Госдеп США и по вопросу о газе перед Новым годом, и теперь, по вопросу о нефти, высказывался в общем в поддержку позиции РБ. Хотя ценностный конфликт между Беларусью и Западом сохранился и отступлений в этом направлении, в этой полемике у Запада нет. Более того, именно после кризиса 2004 года рынок ЕС стал главным для белорусского экспорта. Экономика Белоруси опирается сегодня прежде всего на рынок ЕС, а не РФ. Именно профицит в торговле с ЕС позволяет покрывать большую часть дефицита в торговле с Россией. Такое положение не могло сложиться без молчаливого, но ясного "внутреннего решения" стран Европы.
В ходе нынешнего конфликта абсолютно иными, чем в 2004 году, выглядят отношения РБ с соседями по региону. За 2004-2006 годы объем товарооборота между РБ и Украиной вырос примерно в три раза. И в преддверие обострения конфликта осенью было достигнуто соглашение о росте товарооборота двух стран за три года еще в 2–3 раза. Если товарооборот похожих по своей экономической структуре РБ и Украины выйдет на уровень 5 млрд. долларов, как предполагается, это означает очень глубокую технологическую взаимоинтеграцию двух стран. За нею придет время тесного политического сближения, для которого теперь возникает необходимая социальная основа.
Ратифицированный в Украине на днях, а в Беларуси еще 5 декабря 2006 года договор об экономическом сотрудничестве создал юридическую основу даже для транзитного союза двух стран, который бы не нарушал Энергетической хартии, принятой в ЕС. Открыто обсуждается даже строительство или модернизация трубопроводов из Украины в Беларусь для транспортировки по ним нефти и газа из иных регионов, то есть не из России. Обычно имеется в виду Азербайджан. Вокруг связки Беларусь-Украина-Азербайджан уже начала выстраиваться долговременная политическая комбинация. Она не исчезнет с достижением белорусско-российского компромисса в нынешнем раунде схватки.
В РБ принято принципиальное политическое решение о достижении энергетической независимости от РФ, и эта независимость не может быть достигнута без сближения с Украиной. Фактически Украина выступила сейчас посредником между Западом и РБ.
Во многом аналогичным образом развиваются отношения РБ с Польшей и Литвой с Латвией. Несмотря на все политические и ценностные споры с Беларусью, эти страны оказали политическую поддержку РБ в отношении "старой Европы", а также в спорах по поводу энергетической политики России. Предполагается увеличение поставок в эти страны товаров и даже энергии из Украины по мере сближения РБ и Украины. Это еще, конечно, не союз на западных границах РФ, но это уже и не прежнее однозначное одиночество Беларуси в регионе. Ни для кого не тайна, что подобное не могло бы произойти, если бы не было уверенности в том, что США, как минимум, не расположены против втягивания РБ в региональное сотрудничество.
Вероятно, после окончания нынешней фазы российско-белорусского кризиса Беларусь получит более комфортное политическое положение в Европе. Сохранятся, конечно, ценностные споры с Западом. Смены идеологии РБ, уверен, не произойдет, как не произойдет здесь и никакой "оранжевой революции". Но эти споры уже не будут угрожать безопасности РБ так остро, как они угрожали все предыдущие 12 лет. И, как минимум, полтора года до исхода президентских выборов в России Беларусь сможет протянуть за счет активизации регионального сотрудничества и активности в странах третьего мира, в надежде на то, что новый лидер России вернет к союзу с Беларусью. Если же новый лидер не вернется к союзу Беларусью, то уже через несколько лет выстроить его будет для России очень сложно, почти невозможно, даже если такое желание в Москве у кого-то появится.
Политика РФ по разрушению союза с Беларусью после провала РФ в попытке выстроить альянс с Германией выглядит абсурдной. Как раз в 2006 году стало ясно, что попытка, на протяжении всех лет правления Путина, ориентироваться на Германию, была неудачной. Германия все равно потребовала от РФ соблюдения в интересах ЕС Энергетической хартии, допуска европейских корпораций в российский сырьевой сектор и т.п. мер. Разрушая союз с Беларусью, РФ ослабляет себя в стратегическом отношении в начале очень опасного для себя периода. Создает критическую массу для возникновения в Восточной Европе консолидированного блока стран, чьи интересы расходятся с российскими, но за которыми будет как экономическая мощь ЕС, так и политическая сила США.
Но, может быть, у этой российской элиты есть какая-то нам пока непонятная логика. Хотелось бы думать...