АПН: Как вы прокомментируете казнь Саддама Хусейна?
Виктор Милитарёв, вице-президент Института национальной стратегии:
Ситуация в Ираке и её кульминация – казнь Саддама Хусейна лучше всего описывается словами одного моего знакомого иракца, араба по национальности, православного по вероисповеданию, сказанными несколько лет назад, через пару дней после завершения американской оккупации Ирака. Он сказал мне: «Саддам Хусейн – поганая сволочь, кровавая собака, из-за него я сейчас не дома в Багдаде, а у вас в Москве. Я бы повесил его с удовольствием собственными руками. Но мне будет обидно, когда это сделают американцы. Всё же я патриот своей страны, а они оккупанты».
Я, как русский патриот, присоединяюсь к этим словам своего знакомого. Мне тоже было бы неимоверно приятно, если бы Верховный суд России приговорил бы к повешенью Бориса Ельцина. Я бы с наслаждением следил за этим шоу по телевизору. Но даже ради такого удовольствия я никогда не соглашусь с иностранной оккупацией нашей страны. Не надо обманывать себя – Садам Хусейн был кровавым палачом, на совести которого десятки тысяч невинно убитых людей. Но при этом, разумеется, верно и то, что казнь Саддама Хусейна не только не принесёт иракскому народу мир, но и ввергнет его в ещё большие бедствия, нежели те, что он претерпевается сейчас. Однако я не стал бы особенно сильно переживать из-за этого. Все беды, которыми грозит казнь Саддама Хусейна иракскому народу, связанны исключительно с негативными чертами самого иракского народа, а именно его суннитской части.
У меня много друзей среди иракских курдов. От многих из них я слышал одну и ту же фразу. «Нам очень тяжело жить в одном государстве с арабами, потому что у них абсолютно отсутствует представление о справедливости». Оставим эти слова на совести курдов, однако факт остаётся фактом – подавляющее большинство иракских суннитов считают Саддама национальным героем, сознательно закрывая глаза на все его преступления. Тогда как практически все иракские шииты и курды считают Саддама кровавым палачом и радуются его казни. При этом не надо заблуждаться в мотивах шиитов. Если бы Садам был шиитом, то иракские шииты так же бы оплакивали его сейчас, как оплакивают его иракские сунниты. В этом смысле честны только курды, мечтающие о разводе с арабами и создании независимого Курдистана. И шииты и сунниты одинаково не приемлют политического компромисса, желая полного господства в стране с полным подчинением другой общины своей воле. Это, на мой взгляд, говорит о том, что Ирак на сегодняшний день я является государством неорганичным, а разделение его на три части – Курдистан, шиитский и суннитский Ирак – практически неизбежно.
Всё сказанное не означает, что сунниты в своём восхищении Саддамом абсолютно нечестны. При всех кровавых преступлениях, совершенных им, Садам остаётся фигурой глубоко неоднозначной. Только при нём Ирак получил реальный суверенитет, а политические репрессии (кстати, почти не затрагивавшие простых, не входивших в политическую элиту суннитов) и отсутствие демократии компенсировались для большинства населения исключительно сильной социальной ориентированностью режима. В любом случае Садам Хусейн делился со своим народом доходами от нефти, несравненно в большей степени, чем режим Путин, не говоря уже о Ельцине. И уж совсем глубочайшей ошибкой со стороны Соединенных Штатов было вторжение в Ирак. Американцы, оккупировав Ирак, приобрели себе головную боль на весьма длительный срок. А уж одобрение Соединёнными Штатами казни Садами Хусейна (сколь бы она не была справедливой) грозит сделать эту головную боль вечной.