Жив ли Брежнев?

19 декабря 2006 года Леониду Ильичу Брежневу исполнилось бы 110 лет.

Вот бы он подивился, если бы в самом деле вдруг дожил до нашего времени. Сегодня, когда советское опять входит в моду, кое-кто пытается сделать из дорогого Леонида Ильича едва ли не культовую фигуру — символ былой застойной стабильности. Взять хотя бы обильно снятые к 110-летию новые телефильмы.

Да и у народа к периоду правления Брежнева вроде бы теплые чувства. 61% опрошенных россиян, по данным фонда "Общественное мнение", считают годы правления Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% — неблагополучным. Причем среди тех, кто старше 36 лет, симпатизирующих Брежневу — почти три четверти. Даже среди тех, кто моложе, 35% оценивают эпоху Брежнева положительно и только 20% — отрицательно. При этом 50% россиян полагают, что Брежнев сыграл положительную роль в истории страны, и только 16% оценивают его отрицательно Но не получается вылепить из Брежнева культового героя — уж он больно не харизматическая личность. Хотя надо признать, что реальный Брежнев был далек от того образа косноязычного полуидиота, которым нас усиленно потчевали в эпоху перестройки. Леонид Ильич на самом деле и образование получил не такое плохое — еще в царское время поступил в гимназию, что для сына рабочего было совсем не просто, и окончил ее с отличием, правда, уже в советское время. И эстетические предпочтения имел не самые плохие — ценил поэзию Есенина и Мережковского. И на войне вроде бы был офицером и генералом не робкого десятка. На легендарной Малой земле ему все больше по должности партбилеты надо было вручать, но иной раз и за пулемет ложиться.

И мало кто знает, что Леонид Ильич в июне 1953 г., тогда еще простым генерал-лейтенантом, участвовал в аресте Берии, что, кстати, потребовало от рядовых исполнителей немалого мужества. Это Хрущев с Маленковым хорошо знали, что никакого заговора Берии не было в природе. Брежневу и другим участникам акции они внушали, что заговор был, так что те совсем не даже не ведали, когда шли брать Лаврентия Павловича, как повернется дело, не перестреляет ли их всех бериевская охрана. Кстати, после этого эпизода карьера Брежнева получила мощное ускорение. Он сначала стал вторым секретарем компартии Казахстана, а к моменту свержения Хрущева дорос до второго секретаря ЦК КПСС.

Распространено мнение, что к сталинским репрессиям Леонид Ильич не причастен. Действительно, в горячие 1937–1938 годы Брежнев занимал слишком незначительную номенклатурную должность — зампред Днепродзержинского горисполкома, а потом — завотдел советской торговли Днепропетровского обкома КП(б) Украины, чтобы стать жертвой репрессий (слишком молод) или, наоборот, попасть в состав «расстрельной тройки». Но вот после войны Брежневу довелось таки отметиться на ниве репрессий. В июле 1950 года он возглавил компартию Молдавии, и там ему пришлось, как свидетельствует публикуемое ниже письмо министра госбезопасности Сергея Игнатьева, депортировать из республики «врагов народа» — несколько тысяч кулаков и сектантов. Можно предположить, что ранее, когда Брежнев был первым секретарем Запорожского, а потом Днепропетровского обкома, ему, вероятно, также приходилось организовывать депортации тех же кулаков и пособников немецких оккупантов (под эти категории мог попасть довольно широкий круг людей).

Но депортировать — не расстреливать. 1950-е годы были уже временами вегетарианскими. По сравнению с тем же Хрущевым, который сразу после назначения 1-м секретарем компартии Украины в январе 1938 года добился от Политбюро уже в феврале увеличения лимита репрессируемых по 1-й и 2-й категории на 30 тыс. человек и только на Украине расстрелял 35 тыс. человек, по сравнению с Микояном, Молотовым, одним росчерком пера отправлявшими на смерть десятки тысяч невинных людей, Леонид Ильич смотрится почти что невинным младенцем.

Он вообще был человек не злобный, сам жил и другим давал жить, и людей без нужды не губил. Когда в 1968 году он ввел войска в Чехословакию, жертв было во много десятков раз меньше, чем во время подавления венгерской революции в 1956 году. Правда, в конце жизни, уже тяжело больным, Брежнев решился на вторжение в Афганистан, и получил войну, стоившую афганцам сотен тысяч, а советским солдатам — десятков тысяч жизней. Его приемники так и не смогли ее победно закончить, и поражение в Афганистане способствовало краху советского режима. Но так далеко предвидеть ход событий Брежнев не мог, Бисмарком или Наполеоном не был, хотя житейской политической мудростью обладал.

Когда однажды Жак Ширак разговаривал в Крыму с Брежневым, он спросил его, нельзя ли немного ослабить гайки. Брежнев по-доброму объяснил ему, что нельзя, ибо все завалится. И ведь был абсолютно прав, что доказала горбачевская перестройка. Брежнев никакого амбициозного плана преобразований не имел, и любой такой план считал вредным, потому что понимал: в случае его реализации лично ему власть все равно не сохранить. А до внешних проявлений власти, вроде орденов, титулов и дорогих подарков, Леонид Ильич был падок. Всего у него было 114 орденов и медалей, советских и иностранных. Помните песню Высоцкого:

Наш бугай один из первых на выставке,
А сначала говорил — бракованный,
Но одумались потом и дали премию,
И в медалях он лежит, запакованный.

Не о Брежневе ли она? Помнится, на западе рисовали карикатуры на него в виде большого, но бессильного медведя. Нечто большое, косноязычное, и в орденах — таким Брежнев запомнился соотечественником. Иногда его называют подлинным могильщиком СССР — дескать, в застойные годы была основательно подорвана вера в коммунизм. Думаю, что это произошло — раньше — еще при Хрущеве. Брежнев же просто плыл по течению. На его счастье, цены на энергоносители в его правление стояли высокие. Расхлебывать их падение пришлось уже Горбачеву. Брежневский застой мог существовать только в отсутствие дестабилизирующих факторов. Режим превратился в монархию — еще при жизни генсека назначался кронпринц — второй секретарь по идеологии, и закон престолонаследия свято соблюдался, вплоть до назначения Горбачева. Вот тогда-то система пришла в неравновесное состояние и рухнула, но винить в этом Брежнева трудно. Он-то ведь знал, что она не реформируема.

***

Совершенно секретно

Товарищу МАЛЕНКОВУ Г.М.

В связи с письмом секретаря ЦК КП(б) Молдавии тов. Брежнева докладываю, что, согласно постановлению Совета Министров Союза ССР № 1290-467сс от 6 апреля 1949 года из Молдавской ССР подлежало выселению 11.280 семей, кулаков, быв. помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецких оккупантов, лиц, сотрудничавших с немецкими и румынскими органами полиции, участников профашистских партий и организаций, белогвардейцев, участников нелегальных сект общим количеством 40. 850 человек.

Во время проведения операции в июле 1949 года было выселено 9.253 семьи — 35.796 человек.

Установлено, что в настоящее время на территории Молдавии проживает 3.117 человек, уклонившихся от выселения в 1949 году, из них 735 семей кулаков — 2.382 человека и 735 кулаков-одиночек, семьи которых были выселены и находятся в местах поселений.

Кроме того, в 1951 году, на основании постановления Совета Министров СССР №667-339сс от 3 марта 1951 года, были выселены из Молдавии активные участники антисоветской нелегальной секты иеговистов и членов их семей общей численностью 2.613 человек (732 семьи).

В данное время, преимущественно в пограничных районах Бельцкого округа, установлено еще 850 семей сектантов иеговистов — 1700 человек, а также 400 семей участников сект иннокентьевцев, архангелистов, субботствующих, пятидесятников и адвентистов-реформистов общим числом 1.100 человек.

По имеющимся в МГБ Молдавской ССР материалам, участники многих нелегальных сект ведут активную вражескую деятельность, проводят нелегальные сборища, на которые привлекают молодежь, размножают и распространяют антисоветскую литературу.

Среди таких сект вскрыты подпольные националистические и террористические группировки.

В связи с тем, что семьи кулаков и кулаки-одиночки в 1949 году от выселения уклонились, а семьи членов секты иеговистов подлежали выселению в 1951 году, но тогда не были выявлены, и, учитывая, что они, а также семьи участников сект иннокентьевцев, архангелистов, субботствующих, пятидесятников и адвентистов-реформистов представляют социальную опасность, МГБ СССР считает возможным согласиться с мнением ЦК КП(б) Молдавии о выселении указанных выше лиц с семьями.

Прошу распоряжения Совета Министров Союза ССР по этому вопросу.

С. Игнатьев (подпись)

6 октября 1952 года

Этот документ был скопирован Владимиром Буковским в архиве ЦК КПСС.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram