Главный вопрос саммита Евросоюза, который проходил в эти дни в Брюсселе, — перспективы дальнейшего расширения ЕС. Однако негативный ответ на эту ключевую проблему современной Европы стал известен задолго до начала работы саммита. Опросы общественного мнения, особенно в странах “старой Европы”, — давно демонстрируют крайне негативное отношение к расширению Евросоюза. Поэтому в Брюсселе двадцать пять европейских лидеров лишь публично объявили о приостановке приема новых членов ЕС.
Формальным поводом для “закрытия окна в Европу” стал полный провал переговоров по вступлению Турции в Евросоюз. До этого ЕС лишь однажды отказал кандидату в “новые европейцы” — в 1993 году Марокко было недвусмысленно сказано, что это государство "не является европейской страной", несмотря на ее исторические и культурные связи с Европой. Так что после исторических решений осеннего (2006 г.) саммита ЕС руководителям таких постсоветских стран, как Молдавия, Грузия и Украина, следует прекратить морочить голову своим гражданам о скором вступлении в ЕС.
Сегодня уже можно вслух говорить о том, что Турцию следует считать "вечным" кандидатом на членство в европейском сообществе. На днях глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу прямо признал, что членство Анкары в ЕС нужно отложить на 20 лет. Для современного, динамично меняющегося мира это почти что вечность. Так что напрасно послушная всем требованиям еврокомиссаров Турция десятилетиями обивала европейские пороги. (Хотя еще в 1963 году виды Турции на вступление в ЕС были признаны законными, несмотря на то, что большая часть турецкой территории относится к Азии). С тех пор через Босфор утекло немало воды, но в отношениях европейцев к Анкаре мало что изменилось. В европейских столицах Турция, как и столетия назад, считается "больным человеком Европы".
На брюссельском саммите открылось то, о чем давно говорили многие российские геополитики, в том числе знаменитый Вадим Цымбурский, — Евросоюз не хочет и не может включать в себя Россию, Турцию и Казахстан лишь на том основании, что там есть какие-то географические части Европы. Но в 2006 году стало особенно очевидным, что европейская версия адаптивной модернизации оказалась провальной.
Тут наряду с турецким “нежданчиком” можно вспомнить срыв процесса подготовки нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией. Или недавний отказ Казахстану в председательском кресле в ОБСЕ. Так что впору говорить о наличии нестыкуемого ценностного (или даже цивилизационного) разрыва между нашими евразийскими странами с одной стороны (к ним следует отнести не только Турцию, но Россию и Казахстан) и странами Европы. Понимание этого свершившегося факта должно положить предел попыткам любой ценой найти свое место в конуре перед воротами общеевропейского дома.
Тем более, что Брюссель до сих пор не самоопределился — Евросоюз не выработал устойчивой модели своего собственного развития. Пока непонятно, будет ли ЕС — межгосударственной ассоциацией или надгосударственным образованием. Пока что в отношении наших стран, как “периферии Европы”, проводимую Брюсселем политику можно определить как “колонизацию без интеграции”. Единственная задача наших европейских партнеров состоит в том, чтобы жизненно важные для ЕС энергетические ресурсы России и Казахстана или стратегические транзитные возможности Турции не могли служить рычагом самостоятельной политики и геостратегии.
Отсюда, в частности, происходит почти истерическое принуждение России к ратификации Энергетической хартии и ряд других шагов ЕС. Фактически, в рамках концепции "общееевропейского дома" для России и Казахстана отведена скромная роль кочегарки. Таким образом, сегодня речь идет уже не о “двойных стандартах ЕС” и не о переговорных противоречиях между “туземной” и европейской бюрократией. Происходит исторический выбор между двумя проектами: проектом ассимиляционной евроинтеграции и проектом самостоятельного развития.
Сегодня вопрос стоит предельно жестко: либо состоится "Большая Европа" ценой неоколониального "поглощения" России (читай, Казахстана или Турции). Либо Турции, отвергнутой ЕС, будет предложено вступить в "ЕврАзЭс", представляющее собственный интеграционный проект на евразийском континенте. Сегодня только формат “большого экономического пространства” позволит нашим странам взаимодействовать с Европой на началах не зависимой интеграции, а паритетного партнерства. Нам нужен не слабосильный союз “больных людей Европы”, ждущих милостей от Брюсселя. Будущее — за пактом энергичных “неоварваров”, готовых поделить наследство дряхлеющей старушки-Европы.
Текст был опубликован на сайте АПН-Казахстан