АПН: Как повлияют местные выборы в Польше на действия общенационального правительства? Может ли измениться политика Польши в отношении России?
Олег Неменский, сотрудник Института славяноведения РАН:
Правящая партия «Право и Справедливость» потерпела ещё более мощное поражение, чем в первом туре, – она проиграла не только в ряде крупных городов (в том числе и в Кракове), она проиграла в Варшаве. Напомню, нынешний президент Польши Лех Качинский был до того мэром Варшавы, а ныне на этот пост партия выдвигала и.о. мэра Казимира Марцинкевича. Последний был премьер-министром правительства меньшинства от «Права и Справедливости», а потом и сформировал коалиционный кабинет с «Самообороной» и «Лигой польских семей» в мае этого года. С тех пор как его заменил в премьерском кресле Ярослав Качинский, он значился во всех опросах общественного мнения как самый популярный политик Польши. Можно сказать, что его проигрыш представительнице «Гражданской платформы» Анне Гронкевич-Вальц (бывшая глава Нацбанка и вице-президент ЕБРР) – огромное, знаковое поражение «Права и Справедливости».
Непонятна пока и судьба самого Марцинкевича. Скорее всего, ему предложат возглавить какое-нибудь министерство. В случае если это будет МИД – такое назначение значительно усилит министерство и активизирует его деятельность. Относительно России – в ещё более воинственном духе (кстати, это именно Марцинкевич, ещё не будучи премьером, первым сравнил в своей статье в журнале «Wprost» соглашение по Северо-Европейскому газопроводу с пактом Молотова-Риббентропа). Хотя более вероятно, что ему дадут в управление какую-либо экономическую сферу.
Результаты местных выборов утвердили ситуацию, которая сложилась после правительственного кризиса сентября-октября этого года. Тогда из правительственной коалиции со скандалом вышла партия «Самооборона» и Качинские пытались сформировать новую коалицию с другими участниками, а то и пойти на досрочные выборы с целью упрочить своё положение. Ни то, ни другое не получилось. В результате всей этой истории рейтинги и «Права и Справедливости», и «Самообороны» настолько сильно пали, что они были просто вынуждены возобновить старую коалицию для удержания власти. Это новое коалиционное правительство отличается от предыдущей своей ипостаси тем, что обладает довольно низким доверием избирателей и крайне нестабильно.
Правительство сейчас состоит из партий, которые вынуждены к сотрудничеству самим фактом падения популярности и признаваемой всеми неизбежностью поражения на выборах. Его задача – не допустить досрочных выборов в сейм. Однако почти все польские аналитики сходятся на том, что потенциальных трёх лет оно не протянет. Высказывавшиеся ранее предположения, что новые выборы возможны уже весной, теперь – после двух туров местных выборов – мне представляются крайне маловероятными. Ближайшая кризисная ситуация, которая может расколоть правительство – это обсуждение проекта бюджета на 2008 год.
Победа на местных выборах либеральной «Гражданской платформы» и низкий рейтинг правительства, постоянно балансирующего на грани кризиса – всё это может снизить возможности правящей партии проводить свою жёсткую политику в отношении Европы. «Гражданская платформа», в отличие от «Права и Справедливости», настаивает на более гармоничном участии Польши в ЕС, на координации её внешней политики, в том числе и на восточном направлении, с политикой основных игроков Евросоюза.
Впрочем, во взглядах относительно самого характера отношений с восточными соседями партии мало в чём расходятся. Так что господству военной лексики в польской восточной политике пока ещё ничто не угрожает.