АПН: Владимир Путин опубликовал статью, в которой пытается объяснить место России в Европе. Что это, очередная смена ориентиров кремлёвской политики?
Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
Я никакой смены ориентиров российской политики не вижу, поскольку российская политика подчинена полностью, как прежде, так и теперь, идее обналичивания власти с последующей легализацией результатов обналичивания на Западе. Важная часть этой схемы обналичивания – долгосрочный российско-европейский газовый контракт, который лоббирует Владимир Путин. С наскока взять высоту у Путина не получилось. Его октябрьский визит в Германию оказался провальным. На условия Кремля Ангела Меркель не пошла. Теперь Путин пытается проводить пиар-кампанию, которая призвана убедить Европу, что российская правящая элита может быть близка ей не только на коррупционном, но и на ценностном уровне. Статья Путина - элемент этой пиар-кампании. Не более и не менее. Формально же она была нужна к очередному саммиту Россия-ЕС, где будет вновь обсуждаться новое соглашение о партнерстве между РФ и Евросоюзом. Путин понимает: не будет соглашения, пусть даже и малосодержательного, не настанет и последующее газовое счастье.
АПН: Одновременно вышла статья Ходорковского. В отличие от Путина, пишущего о Европе, он говорит о Китае. Это попытка предложить альтернативу путинскому курсу?
Станислав Белковский:
Я думаю, что между Путиным и Ходорковским есть некая мистическая связь. Поскольку вряд ли эти два политика были осведомлены о статейных планах друг друга. Статьи Путина и Ходорковского написаны на разные темы. Путин пишет о том, как полезен для Европы российский природный газ. А Ходорковский посвятил свой труд китайской угрозе. О которой он, конечно, хорошо осведомлен. Ведь Краснокаменская колония находится всего в нескольких километрах от российско-китайской границы. Но я не считаю ни одну из статей эпохальной. Их совпадение во времени забавно, но не более того.
АПН: Нельзя не задать вопрос и о статье Владислава Суркова. Говорят, она содержит месседж такой оглушительной силы и премудрости, что её нельзя постичь простому человеку…
Станислав Белковский:
Я думаю, что здесь нет месседжа ни для простого человека ни для интеллектуальной элиты. Статья чрезвычайно вычурна по форме и при этом абсолютно пуста по содержанию. По видимому, зам главы кремлёвской администрации стремился продемонстрировать, что он уже знает слова «тератология» и «перверт», а другого удобного способа сообщать об этом миру не нашлось.