Сегодня этнополитическая ситуация в Адыгее не попадает в фокус экспертного и журналистского внимания. В конце октября 2006 года многие СМИ даже поспешили объявить о том, что в этой маленькой северокавказской республике появился новый президент. Хазрета Совмена уже «уволили» в отставку, несмотря на то, что официально его президентская легислатура оканчивается в феврале 2007 года.
Более того, наиболее радикальные оптимисты заявили, что выдавливание Совмена является очередной демонстрацией эффективности региональной политики Кремля и «вертикали власти». Журналисты и эксперты регионального уровня преподнесли события конца октября 2006 года как несомненный успех кадровой политики полпреда президента в Южном Федеральном округе (ЮФО) Дмитрия Козака. В прочем, выводы журналистов и экспертов об уходе Совмена оказались преждевременными.
По словам главного редактора информационного агентства «Caucasus Times» Ислама Текушева, информационный ажиотаж октября 2006 года не расстроил «неутомимого главу Адыгеи, который продолжает спокойно исполнять свои обязанности и наблюдать со стороны за всем происходящим. Свое слово Совмен сказал еще в апреле, когда перевел личностный конфликт с Козаком в плоскость политического противостояния, вовлекая в него черкесские (адыгские — С.М.) общественные организации, которые, в свою очередь, угрожали Кремлю второй Чечней».
Добавим, что Совмен не просто продолжает выполнять свои обязанности, но и ведет активную пиар-компанию. Все начало ноября 2006 года президент Адыгеи собирал «письма трудящихся в свою поддержку». 14 ноября 2006 года президента Совмена поддержали сотрудники АПК республики. Они обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой пролонгировать полномочия главы Адыгеи. Такое же обращение подписали и медики. А до того в защиту Совмена выступили Совет национальной общественной организации "Адыгэ Хасэ", а также республиканские организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, совет старейшин, а также представители творческой интеллигенции и образовательных учреждений. В общем, «поддержка масс» продемонстрирована, как в старые добрые времена.
Однако вернемся к поводу для такого радикального оптимизма. Поводом для поспешных выводов стало голосование в Госсовете (парламенте) Республики Адыгеи по кандидатурам на пост президента Адыгеи от 25 октября 2006 года. Тогда республиканские парламентарии проголосовали почти в едином порыве за креатуру Дмитрия Козака Асланчерия (Аслана) Тхакушинова, занимающего пост ректора Майкопского технологического университета. За Тхакушинова проголосовало 46 из 54 народных избранников Адыгеи.
Победные реляции об очередном успехе кремлевской региональной политики выглядели еще более убедительными, когда указывали на следующий факт: именно на адыгейском примере обкатывалась модель утверждения главы региона по согласованию с «партией власти». Кандидатура Аслана Тхакушинова была согласована полрпедом в ЮФО с Генсоветом «Единой России».
Тхакушинов представлялся Кремлю весьма удобным кандидатом. Претендент на высший пост в республике родился 12 июля 1947 года (то есть к молодым начинающим политикам его отнести трудно) в ауле Уляп Красногвардейского района Адыгеи. Тхакушинов имеет в своем активе два высших образования (филологическое и преподавателя физкультуры). Тхакушинов уже однажды пытался побороться за пост главы республики, правда, неудачно. В ходе президентских выборов 2002 года (легислатура президента Адыгеи больше, чем у президента РФ — 5 лет) он получил всего лишь 2,6 %. Значит, Аслан Тхакушинов более склонен не к публичной, а к аппаратной политике. И именно это, с точки зрения кремлевских технологов, является главной его заслугой.
Тот факт, что многие в Адыгее (даже публично) высказывались о том, что такой низкий процент сыграет с будущим президентом злую шутку, в расчет не принимался. Однако, по словам директора Адыгейского национального музея Альмира Абрегова (а должность директора музея в национальной республике — это серьезное идеологическое влияние), «если бы населению республики было оставлено право выбирать президента самостоятельно, Аслан Тхакушинов явно не попал бы в список фаворитов… Но, поскольку в данном случае это не играет роли, значит, здесь больше всего идет взаимодействие между федеральными органами власти и правящей элитой. Это, как бы сказать, сам народ остается в стороне от таких вопросов».
Однако, как бы мы в данном случае не относились к процедуре формирования региональной элиты (посредством выборов или назначений), следует признать, что в национальных образованиях в составе России игнорирование «народного мнения» чревато различными неприятностями. Оно получает однозначную интерпретацию как нарушение этнических интересов «титульной группы», а, значит, провоцирует таковую группу на жесткие и подчас неадекватные реакции. Игнорирование «народного мнения» в республиках возможно лишь в том случае, если центр обладает абсолютной легитимностью, если за ним признается сила, подкрепляемая справедливостью. Сегодня же федеральный центр не может похвастать ни силой, ни справедливостью, ни высокой легитимностью.
Сегодня в памяти жителей Адыгеи (и русского большинства, и «титульного» меньшинства) живы воспоминания о весеннем конфузе Кремля в маленькой северокавказской республике. Тогда, решившись на проект «укрупнения региона», Москва отыграла назад, оставив Совмену пост президента Адыгеи до окончания его легислатуры. Тогда Совмен, сумевший апеллировать не к высоким кабинетам, а к улице, сумел извлечь выгоду из своего конфликта с ЮФО и получить дополнительную легитимность. Легитимность, которой у Тхакушинова не было и нет. Впрочем, не совсем понятно и то упорство Кремля, с которым он лоббирует интересы Аслана Тхакушинова.
Ректор Майкопского технологического университета — это представитель республиканской элиты (номенклатура обкома, как сказали бы в советское время), играющий по всем ее правилам. Тхакушинов, таким образом, — не «внешний менеджер», а человек из республиканской системы. То есть этнократия, как принцип кадровой политики и политики, вообще не чужда нынешней кремлевской креатуре.
Более того, Аслан Тхакушинов был издателем первого издания и соавтором второго (дополненного) издания книги «Адыгэмэ ячIыгу» («Земля адыгов»). Эта книга, пережившая два издания, стала настольной для деятелей адыгского этнонационалистического движения. В определенной степени этот труд стал аналогом «Краткого курса истории ВКП (б)», поскольку он собрал все характерные мифы и исторические стереотипы поборников «адыгской идеи». В книге Кавказская война рассматривается исключительно как негативное историческое явление (характерным является приложение «Кровавый мартиролог Кавказской войны»), идеализируется историческое прошлое адыгов, продлевается их государственность. Хочу быть правильно понятым. Кавказская война не является предметом для идеализации. Гуманитарная цена инкорпорирования Кавказа очень высока. Вместе с тем очевидно также, что рассматривать это событие исключительно как «мартиролог» и «кровавое преступление царского самодержавия» было бы неверно.
После Кавказской войны именно благодаря России народы Кавказа (и адыги здесь не исключение) открыли для себя европейскую культуру, прошли модернизацию. Модернизационный проект для адыгов предложила не Оттоманская Порта, а Россия (в разных ее обличиях). В сегодняшней Турецкой республике адыги, чья численность по разным данным составляет до 1–1,5 млн. человек, не имеют не то что автономии, но и официально признанной этничности. Для Анкары все население Турции — турки. Лишь по отношению к признанию «самости» курдов в позициях Анкары наметились очень маленькие подвижки (и то после долгих лет террористического сопротивления). Между тем, в «кровавой России» адыги имеют три «своих субъекта» — Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. В двух последних субъектах адыги «делят» государственность с тюркскими народа.
По словам председателя Черкесского конгресса Мурата Берзегова, Тхакушинов «обладает большими организаторскими способностями, и нет сомнений, что это достойный кандидат на пост президента. Прилагая большие усилия, несколько поколений адыгов продвигались к нынешнему статусу республики. Мы прошли путь от полного забвения до сегодняшней государственности. Я не могу себе представить моральный облик этнического адыга, который смог бы выступить против республики, зная, что его проклянет весь народ. Более чем уверен, что ни Тхакушинов, ни кто-либо этого не сделает. Хочу напомнить, что адыгский народ на своем чрезвычайном съезде 21 мая 2006 года четко и ясно определил свое отношение по статусу и поставил в известность ООН, европейские структуры, федеральные и республиканские власти».
Таким образом, представители этнонациональных объединений Адыгеи (а также их явные и тайные сторонники в органах республиканской власти) надеются на то, что с уходом Совмена и приходом Тхакушинова «правила игры» не изменятся существенным образом. Многие в Адыгее рассчитывают, что главного республиканской элите удалось добиться. На пост главы республики не пришлют «засланного казачка» из Краснодара или варяга из Москвы.
Однако же, увлекшись характеристикой главного претендента, мы забыли о нынешнем президенте республики Хазрете Совмене, которого успех Тхакушинова нисколько не смутил. Более того, Совмен решил без боя не уходить.
Во-первых, он публично выразил сомнение в том, что голосование за кандидатуру главы республики было правильным с процессуальной точки зрения. Пресс-служба главы республики почти сразу же после голосования сообщила, что «в ходе сессии (Госсовета-Хасэ) Совмен выразил свое отношение к рассматривавшемуся парламентом вопросу об одобрении предложения партии «Единая Россия» о представлении кандидатуры Тхакушинова на пост президента Адыгеи». Президент Адыгеи отметил, что вопрос о кандидатуре лидера республики рассматривался «в нарушение действующего регламента, а также, что особенно важно, не обсужден депутатами со своими избирателями».
Во-вторых, Кремль оказался снова (как и весной 2006 года) не готов к публичной полемике вокруг Адыгеи. За последнее время Москва привыкла иметь дело с послушными исполнителями его воли и не может преодолевать «сопротивление материала». Теперь все зависит от того, как далеко готов пойти Совмен, и что он захочет за прекращение кампании по «всенародной поддержке» действующего лидера. Сегодня многие в республике говорят (и справедливо) о том, что президент республики использует административный ресурс для обеспечения своей поддержки. По словам лидера общественной организации «Союза славян Адыгеи» Нины Коноваловой, массовый сбор по принуждению подписей в поддержку Хазрета Совмена продолжается: «Причем, достаточно жестко и весьма организовано. Принуждают, в основном, бюджетников — директива разослана вниз из республиканских министерств». Вместе с тем следует признать, что этот сбор является эффективным пиар-ресурсом, а Кремль отмалчивается и не ведет контрпропаганды.
Более того, пиар-кампания Совмена не началась только в ноябре 2006 года, как ответ на голосование в парламенте республики за креатуру Дмитрия Козака. Эта кампания велась активно летом, достигла пика в период 15-летия республики (28–29 июня 1991 г. облсовет принял Декларацию о государственном суверенитете Адыгеи). Затем наступил некоторый перерыв. И вот — новое пиар-наступление. И все это на фоне «молчания Кремля», занятого поиском послушной и лояльной кандидатуры в аппаратных недрах. Хотя, как мы уже писали выше, «послушание» Тхакушинова — это весьма условное понятие, существующее в сознании кремлевских и ростовских (полпредовских) чиновников.
Теперь Кремлю предстоит решение непростой головоломки. Отыграть назад, отозвать Тхакушинова и принять «мнение народа Адыгеи» значит, повторить свой весенний конфуз. Продавливать же ректора Макопского технологического университета, игнорируя общественное мнение республики, навязывать «своего человека» против воли населения тоже опасно.
Сегодня у Кремля нет той степени легитимности и уважения (именно в Адыгее), чтобы жестко и бескомпромиссно настаивать на своем решении. В любом случае Совмен (а с ним и элита республики, включая и главного претендента) могут еще раз проверить силу федерального центра. Если Совмен досидит до февраля 2007 года на своем посту и не покинет его досрочно, значит, Кремль недостаточно силен, и готов на уступки. Изначально ведь федеральный центр хотел демонстративно «отставить» Совмена, выдавив его с поста президента Адыгеи досрочно. Такого «подарка» Совмен Кремлю не дал. В случае же, если нынешний лидер «отбудет свой срок от звонка и до звонка», преемник Совмена может просить у Москвы «побольше». Скорее всего, и сам Совмен (и его окружение) не готовы к созданию «второй Чечни». Их аппетиты скромнее. Они хотят публичного конфуза для Москвы, укрепления своих позиций и обеспечения преференций. Этого они, возможно, добьются. Только в таком случае встает вопрос: «Зачем же так подставляться, если твои решения не обеспечены ресурсами?»
Сегодня же опасения о том, что смена президента республики не станет «сменой вех» республиканской политики, разделяют и представители русского большинства Адыгеи. В этой связи Владимир Каратаев, председатель исполкома «Союза славян» Адыгеи отмечает: «Я не считаю Тхакушинова человеком, способным решить те реальные проблемы, которые стоят перед Адыгеей. Первая проблема — справедливое решение национального вопроса, то есть кадровая политика и все эти вещи. Второе — это борьба с коррупцией. Лидер республики может стать, по сути, таким инициатором тотальной чистки правоохранительных органов — прокуратуры, судов, милиции. Сегодня их коррумпированность такова, что можно говорить о том, что государства реально нет. Так вот, боюсь, что Тхакушинов не справится с этими задачами, которые являются основными и глобальными для лидера».
Зато Тхакушинов вполне может с помощью сегодняшней пиар-кампании Совмена получить карт-бланш от Кремля. Ведь чего не сделаешь для того, чтобы обеспечить победу «своих»…