Президент России Владимир Путин на презентации своего «нового курса» по борьбе с терроризмом заявил, что «вдохновители, организаторы и исполнители терактов стремятся к тому, чтобы дезинтегрировать страну, стремятся к распаду государства, к развалу России». И справедливо добавил : »Убежден, единство страны — это главное условие победы над террором». Действительно, нельзя проводить никакие экономические и политические проекты в государстве, целостность которого не гарантирована.
Однако для укрепления единства страны было решено провести «сверху» масштабную реформу почти исключительно «вертикали власти». Может быть, поэтому расширенное заседание правительства РФ было посвящено прежде всего вопросам укрепления государственных структур в условиях после теракта в Беслане. «Новый курс» Путина заключается в изменении одновременно на федеральном и региональном уровнях системы исполнительной власти. (Видимо, исполнительная ветвь власти понимается сегодня как единственно работоспособный инструмент, а пресловутая «вертикаль» — как единственно стоящая вещь в России.)
Но мы не вправе забывать, что террористы «в своих далеко идущих планах», посылаемых «Его превосходительству президенту Путину», ставят под сомнение не только потенции исполнительной власти. Или исключительное право кремлевских чновников назначать лояльных губернаторов в регионах. Вся подрывная ( в прямом и переносном смыслах!) деятельность последнего времени угрожает в первую очередь территориальному единству страны. Ее цель — террористическими методами создать прецедент отделения части территории России.
Недаром комментаторы бесланских событий в отчественной и зарубежной прессе приводили российской власти один и тот же пример отделившегося Алжира. И на все лады убеждали: «Если — и до тех пор пока — Москва не последует примеру Франции, угроза терроризма не будет ликвидирована». В Ново-Огарево западные политологи настойчиво твердили Путину, что уходить из Чечни придется, приводя в пример все тот же Алжир, да еще Ирландию и Югославию. На эти увещевания Путин резко парировал: «Россия не Югославия, и мы не собираемся разваливаться».
Тут следует добавить, что и сама приводимая в пример Франция не спешит распадаться. Хотя и во Франции имеются свои террористические организации и даже сепаратистского толка. Например, «Фронт освобождения Бретани — Бретонская национальная армия». Этот грозно звучащий фронт возник в результате объединения националистических группировок и провел еще в 1966 г. свою первую совместную акцию. Преследуемая им цель — «освобождение от французского гнета и создание независимой Бретани».
Но почему деятельность этого фронта не привлекает пристальное внимание либеральных СМИ или самого французского философа Глюксмана? Дело в том, что Франция, пережившая алжирский кризис, имеет вполне действенные правовые механизмы по борьбе с сепаратизмом. Не случайно, возникшая во Франции в 1967 г. «Ассоциация корсиканских революционеров», была пробразована после ее запрещения в 1975 г. в «Ассоциацию корсиканских патриотов» и ведет борьбу уже не за отделение от Франции, а за предоставление корсиканцам прав автономии. Видимо, есть тому причины…
Что ж, давайте прислушаемся к советам посторонних о том, что «русским следует поучиться у французов»! Еще пару веков назад свободолюбивые французы не забыли записать в Конституции Франции от 24 июня 1793 года положение: «Французская Республика едина и неделима». С тех пор предметом пересмотра не могут быть два фундаментальных принципа: территориальная целостность Франции и республиканская форма правления .
Принцип территориальной целостности проходит через весь текст Конституция Франции (ст.5, 53, 89). Основной закон содержит эффективные сдержки против террористического нажима »снизу» или возможной продажности «верхов». Последний абзац ст.53 формулируется так: «Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения». Статья 89 гласит: «Никакая процедура пересмотра Конституции не может быть начата или продолжена при наличии посягательств на целостность территории» . Тем самым, даже мега-теракт теряет всякий смысл: спешные «верстки» указов президента об отделении той или иной части территории страны просто системно исключены.
Неделимость территории республики — это константа Французского республиканского государства. Любое покушение на неделимость государства, на целостность его территории наказуемо в соответствии с нормами Уголовного Кодекса Франции. Эти действия квалифицируются как тяжкие преступления против безопасности государства.
Во Франции даже существует понятие «заговора» как разновидности «организации злоумышленников» (ст. 450-1 УК Франции). Сам термин свидетельствует о том, что он устанавливает уголовную ответственность за «злой умысел». Под заговором признается соглашение нескольких лиц (заметим, что в одиночку трудно отделяться!), направленное на совершение политического (или государственного) преступления — посягательства на республиканские институты государственной власти или целостность национальной территории (ст. 412-2 У К Франции). Наказание и за «организацию злоумышленников», и за заговор одинаково суровое: десять лет исправительного тюремного заключения и штраф в размере 1 млн. франков.
Как за самостоятельное преступление во Франции установлена ответственность и за неудавшееся подстрекательство к измене, шпионажу, сдаче всей или части национальной территории. Так, согласно ст. 411-11 УК Франции, прямое подстрекательство путем обещаний, предложений, давления, угроз или насильственных действий к совершению перечисленных преступлений карается семью годами тюремного заключения и штрафом в размере 700 тыс. франков.
Заметим, что в этой статье речь идет именно о неудавшемся подстрекательстве. А подстрекательство, которое привело к своему результату, рассматривается согласно ч. 2 ст. 121-7 УК как вид соучастия в заговоре. Так что комментаторам и журналистам, воспевающим «отрезанные головы» как выпуклое средство борьбы за отделение есть из чего выбирать: между семью и десятью годами тюрьмы с непременной уплатой миллионного штрафа. Согласитесь, это больше отрезвляет философических «вдохновителей» сепаратизма, чем все дискуссии на тему «Террор и роль СМИ».
Однако российским «сепаратистам», в отличие от французских коллег по подрывному цеху, можно смело перевести дух. Российская власть, увлеченная реформированием своей возлюбленной «вертикали» на грани конституционного фола, напрочь забыла про принцип территориального единства страны. Напрасно сегодня искать в Конституции РФ положение: «Территория Российской Федерации едина и неделима». Такая формулировка конституционного принципа, который был заложен еще в Конституции 1937 года (статья 16) и в Конституции 1978 года (статья 70), странным образом выпала из Конституции Российской Федерации образца 1993 года. Если это случайная редакционная ошибка, то она подлежит сегодня устранению. Но если это сознательное упущение, то, тем более, его необходимо срочно устранить, для того, чтобы создать барьер для возможной уступки части нашей территории.
Кроме того, Конституция РФ не содержит сегодня внятных положений, касающихся использования Вооруженных сил на территории федерации в рамках вооруженного конфликта немеждународного характера, имеющего формы международного мятежа. Или в рамках гражданской войны, направленной на нарушение и ликвидацию территориальной целостности РФ и выхода субъекта из состава России вопреки ее Конституции. В основном законе страны также ничего не говорится о возможности и оперативности действий президента РФ по пресечению подобных ситуаций. Отсутствуют четкие правовые нормы передачи или обмена части территории РФ иностранному государству, хотя подобные факты уже были.
Так, уже были созданы правовые предпосылки для уступки части территории России, например, на российско-китайской границе. Та легкость, с которой некоторые политики рассуждают о необходимости продажи территории (вспомним дискуссию в Верховном Совете в 1991 году) либо обмена территории Курил на так называемый мирный договор с Японией (или кредитование с ее стороны) вызывает серьезные опасения. Не поддастся ли руководство страны соблазну уступить территориальным претензиям сопредельного государства в ущерб национальным интересам?
Уже давно группой депутатов Госдумы был разработан и неоднократно вносился в нижную палату проект федерального закона «Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации». Однако нелегкая судьба этого закона в коридорах власти говорит о том, что и поныне существуют весьма влиятельные силы, препятствующие введению конституционного императива на территориальное единство страны.
Во время кризисов о проблеме территориального единства России приходится говорить снова и снова, несмотря на наличие в Госдуме «абсолютного большинства» из партии, именующей себя «Единая Россия». Вопрос возникает хотя бы потому, что на одном из съездов «Единой России» телезрители могли однажды наблюдать гигантский задник, где была изображена территория России, но без Курильских островов. И если от смешанной до пропорциональной системы голосования, по-наполеоновски, один шаг, то, видимо слишком велик путь от формальной «Единой России» до реальной России, единой и неделимой…