Постсоветский национал-социализм

В Армении в начале XX столетия появился выдающийся индивид, жизнь которого была разделена на две части: первой половиной он принес громадную пользу отечеству, а вторую ему было бы лучше не прожить. Речь идет о Гарегине Нжде (настоящая фамилия — Тер-Арутюнян), крупной фигуре в Первой Республике (1918–1920 гг.). Следует парой слов представить его.

Родился в Нахичеване, учился в Петербургском университете (юридический факультет), а затем окончил офицерскую школу в Софии. Будучи сторонником отделения Армении от Российской империи, привлекался к ответственности царским правительством.

Неоспоримой заслугой Нжде перед народом является удержание Зангезура. В то смутное время (1918–1920 гг.) было немало политических спекуляций, слишком много геополитических игроков было задействовано в регионе, и, не будь Нжде, Армения была бы на треть меньше, чем она есть сегодня. Безусловно, он оказался единственным деятелем в период Первой Республики, не нанесшим ущерба нации, за исключением, вероятно, Арама Манукяна (победителя сражения с турками при Сардарапате в мае 1918г., после которого была провозглашена Первая Республика), которому выпало счастье умереть вовремя в 1919 г. и не натворить глупостей.

Достаточно сказать, что территория Первой Республики превышала шестьдесят тысяч квадратных километров (сегодня — около тридцати тысяч) и включала в себя Карабах, Нахичеван, Карскую область и Сурмалинский уезд. Все это было утеряно благодаря бездарности правящей дашнакской партии и беспринципности большевиков, которые в 1921 г. под давлением турок согласились на присоединение Нахичевана и Карабаха к Азербайджану (большевики строили наднациональную империю и распределение территорий между ее субъектами для них не было принципиальным), а Карса (столицу Багратидов) и Сурмалу — к Турции.

После вхождения в Армению 11-ой армии под командованием Кирова, Орджоникидзе и Микояна Нжде признал власть большевиков при условии, что Зангезур останется в составе Армянской ССР. Одним словом, передав бескровно большевикам тщательно оберегаемую им от авантюристов всех мастей территорию, Гарегин Нжде оказался в Армении лишним и эмигрировал в Иран, а затем в Болгарию и США. Но время лечит все, и он стал симвом новой армянской государственности. Сегодня Гарегин Нжде является главной историко-политической фигурой Армении, говоря иначе, образцом, неким идолом и идеологом национально-государственного строительства.

Однако нас интересует вторая половина жизни Нжде, проведенная за рубежом. Повторюсь, что для его же счастья ему следовало бы умереть еще в 1920 г. и не наломать дров, которые ни ему, ни Армении оказались не нужны. Но выскажемся по порядку.

Уехав из Армении, Нжде занялся философствованием, видимо, от безделья и избытка средств (все-таки прав был Аристотель, говоря, что “человек начинает философствовать тогда, когда удовлетворяются все его материальные нужды”). Он писал в духе Ницше, а основанное им течение можно назвать чистейшим национал-социализмом, правда, с армянской спецификой. Словом, в 30-х в США он организовал движение “этнорелигия”, сущность ее — абсолютизация армянства (термин “национал-социализм” не приветствуется). Далее отечественная историография говорит, что Нжде скончался в сталинских лагерях, а говорить о том, как же западный философ оказался в этих заведениях — признак дурного тона и весомая улика в государственной измене.

Но, как говорят, истина есть истина, и ее невозможно утаить, особенно когда она имеет отношение к серьезным делам. Гарегин Нжде попал в гости к Иосифу Сталину потому, что подружился с Адольфом Гитлером на идейной основе: во время войны прибыв в Европу, он сумел уговорить Гитлера через Муссолини освободить армянских узников концлагерей и создать легион для борьбы с СССР, а фюрер обещал ему взамен пост канцлера Армении. Следует заметить, что в открытых боевых действиях легион участия не принимал: этого не нужно было ни Гитлеру, ни Нжде. Будучи армянофилом, он не мог сражаться с армянами, которых в Красной Армии было сотни тысяч, триста тысяч из которых полегли на поле боя. А фюрер намеревался задействовать легион Нжде при приближении к Армении. Целью же Нжде было обезопасить страну от турецкого вторжения и второго геноцида, которые неминуемо бы имели место в случае поражения Красной Армии на Северном Кавказе и параллича Советской власти. Таким образом, легион под командованием Нжде достиг Кисловодска, а оттуда отступал до Софии, где он был арестован НКВД и переправлен в Советский Союз.

Здесь интересны несколько моментов. Разумеется, не будучи гражданином СССР, Нжде как изменник родины расстрелу не подлежал, однако все-таки был осужден на 25 лет, хотя и за ним не числились военные преступления. Но удивляет, по крайней мере, странное и весьма противоречивое отношение к Нжде со стороны Сталина. Говорят, вождь питал к нему исключительное уважение, и в этом есть своя правда и логика. Его отправили в Ереван, где местный НКВД выказывал ему чрезвычайное почтение (все-таки его заслуги перед народом велики). Его возили по республике, якобы показывая достижения Советской власти. Скорее всего, Нжде напоминал охраняемого высокого гостя, но никак не сталинского арестанта. Но вскоре он лично написал заявление с просьбой перевести его в Россию, посчитав, что лучше быть узником на чужбине, чем на родине. Нжде умер своей смертью в преклонном возрасте в 1955г. во Владимирской области.

Сегодня в Армении именем Гарегина Нжде названы центральные проспекты, площади, станция метро, школы и многое другое. Останки перезахоронены на родине. Памятники появились по всей стране, к которым высокие гости (в том числе и из России) ставят венки и воздают другие почести. А носитель идеологии Нжде — республиканская партия Армении, правящая в стране на данный момент.

Фактически получается, что, во-первых, в Республике Армения узаконен национал-социализм, во-вторых, страна управляется партией — апологетом национал-социализма. Интересно, не так ли? Однако ближайшее рассмотрение вопроса подтверждает нечто другое, более интересное.

Напомню, как республиканская партия появилась на свет и как оказалась во власти. Основал ее в 1990 г. Ашот Навасардян, человек вполне честный, проведший в советских колониях около двух десятков лет за то, что еще в далеких 1970-х боролся за конституционное право Армении (согласно конституции СССР 1977 г.) провести референдум о выходе из СССР. Референдума он дождался только в 1991 г. и после этого приступил к активной политической (на этот раз легальной, столь непривычной для него) деятельности. Разумеется, ни о какой солидной поддержке населением националистической идеологии (и уж тем более нацистской) и речи быть не могло, и партия Навасардяна имела ничтожное представительство в парламенте и минимум влияния на дела в государстве, да и это ему досталось скорее в качестве знаков признательности от нового режима за бескорыстные мучения в советских лагерях.

Но жизнь полна чудес и парадоксов, и в 1998 г., сразу же после прихода к власти Роберта Кочаряна, республиканская партия стала фаворитом, своеобразным центром в политической жизни страны. Дело в том, что разгорелся латентный конфликт между президентом и тогдашним министром обороны Вазгеном Саркисяном (впоследствии премьером, погибшим при теракте 27 октября 1999 г.). Саркисяну срочно понадобилась партия для предстоящих выборов в парламент, и, за неимением времени и нервов для регистрации новой политической организации и набора туда людей, он обратил внимание на уже существующую республиканскую (к тому времени Ашот Навасардян скончался).

С этого момента в партию Гарегина Нжде устремились все, кому не лень. Фактически она стала чем-то вроде КПСС советского периода. После убийства Саркисяна республиканцы не утонули: их уже было множество (практически вся политическая и экономическая элита страны состояла в их рядах), а премьером назначили председателя партии, присягнувшего Кочаряну. Ну а вскоре к республиканской партии примкнул и Серж Саркисян — министр обороны, первое лицо в государстве (совместно с президентом). Сегодня он является председателем совета партии (этот пост был придуман специально для него), а премьер-министр Андраник Маргарян остался ее председателем.

Читателям, не имеющим понятия о нынешней действительности Армении, было бы интересно ознакомиться с моей статьей в сентябрьском номере “Политического класса”, или же априорно довериться мне в том, что Республика Армения — тотально коррумпированое государство, государственное устройство — классическое олигархическое, живых идеологий практически не сохранилось (ибо теневой коммерции и казнокрадству они чужды), а демократия — всего лишь внешний фасад.

Теперь о сути дела.

В настоящее время членов правящей национал-социалистской партии Армении можно подразделить на пять типов:

— казнокрады (включая коррумпированных чиновников всех уровней);

— олигархи (общестранового и локального уровней);

— бандиты;

— хулиганы;

— аферисты-карьеристы (то есть те, которые стремятся к первым четырем типам).

Ну и, конечно, там сохранились штук 15-20 интеллигентов еще со времен Навасардяна они нужны для обеспечения подобающего “товарного” вида партии, а также десятки тысяч граждан Армении в качестве “поголовья”, которые так далеки от партийной жизни, что даже сложно себе представить (ведь партии, тем более правящей, не бывает без членов из народа).

К казнокрадам относятся министры, их заместители, губернаторы, мэры, прочие высокие чиновники. Олигархи состоят в партии для попадания в парламент, оплачивания выборных расходов, генерирования теневых средств и, конечно, собственной безопасности. Ну, а бандиты вырвались на авансцену общественной жизни вследствие катастофического падения нравственности: у них есть деньги, влияние на бизнес-сообщество, но, самое главное, — воздействие на избирателя посредством множества рычагов.

К типу хулиганов я отношу лиц, которым до бандитов далеко, а их облик не позволяет причислить их к бандитизму. Наконец, к аферистам-кареьристам я причисляю в основном ту шуструю деловую публику, в основном молодежь, которая только-только начинает карьеру в партии и пока что окончательно не утвердилась в первых четырех типах, но уверенно находится на подходах к ним. Для лучшего представления действительности в стране и республиканской партии вникнем вглубь проблемы.

Абсолютной властью в стране обладает тандем Кочарян-Саркисян. Однако если между ними нет и не может быть никаких разногласий ни по какому вопросу (включая справедливое присвоение народного достояния, теневых финансовых потоков и т.п.), ибо слишком многое их связывает, то это правило уже не распространяется на их “вассалов и евнухов”. Такая ситуация абсолютно естественна, и между приближенными Кочаряна и Саркисяна постоянно наблюдается напряженность, временами перерастающая в дикие разборки.

Словом, до шоколадных отношений далеко, что не дает возможности контролировать их поведение. Например, известный политик, депутат (из разряда олигархов) Левон Саркисян из лагеря Сержа Саркисяна недавно был зверски избит начальником охраны президента Гришей Саркисяном, так как позволил себе во время бурного застолья чуть ли не обругать главу государства за то, что тот якобы медлит с его назначением начальником железных дорог страны, куда проталкивает его Серж Саркисян.

Или возьмем более свежий пример. Депутат парламента Акоп Акопян (тоже из лагеря Сержа Саркисяна, из разряда хулиганов, кличка — “Чойт”) недавно доигрался до уголовного дела. Этот политический деятель долгое время воровал газ у преимущественно российской компании “Армросгазпром”. Ему принадлежала газозаправочная станция в Армавирском регионе, и, получая газ от “Армросгазпрома”, он, естественно, не платил за него, ибо, видите ли, ему, государственному хулигану, не положено платить. То есть депутат посылал людей на распределительную станцию, а те перекручивали счетчики обратно, после чего получалось, что не депутат Акопян должен компании “Армросгазпром”, а именно эта компания задолжала хулигану Акопяну. В общем, “Армросгазпрому” эта ситуация начала надоедать. Обратились в полицию с жалобой, что воруют газ. Те пришли, проверили и, следовательно, ничего не нашли, узнав, кто именно ворует. Тогда в компании пошли на более отчаянный шаг: подписали контракт с федерацией карате по охране распределительных станций. Мужественные каратисты первым же делом отключили газ от станции Акопяна.

Разумеется, не позволять государственному деятелю воровать — неслыханная и вопиющая наглость в кочаряновской Армении, которую Акопян уже не смог простить. Восьмого октября сего года он ворвался в охраняемую каратистами станцию, но не ожидал, что те его попросту побьют вместе с охраной. Тогда бурный республиканец сбежал, но вскоре вернулся с вооруженной бандой из 38 (!) человек. Началась огнестрельная разборка, при которой чудом никто не погиб (есть много раненых), и подоспевший спецназ задержал всех — кого в тюрьму, а кого в реанимацию. Но страшнее всего то, что парламент дал добро на привлечение депутата Акопяна к уголовной ответственности.

Такова официальная версия. Я же склонен верить неофициальной, ибо, во-первых, ни один спецназ не посмел бы арестовать высокопоставленного хулигана; во-вторых, как говорят, Гриша Саркисян положил глаз на “Армросгазпром” (кстати, он же является почетным председателем федерации карате), и именно его известили каратисты о наезде Акопяна, а арестовал и запер депутата в КГБ лично он. В общем, это не столь важно; гораздо важнее то, что в Армении уже нарушаются права хулиганов — столпов режима, свято охраняемые Кочаряном-Саркисяном с 2000г. А это уже серьезно. Говорят, политика — грязная вещь, а скоро выборы, так почему бы не посадить одного из своих и показать миру, что якобы идет, так сказать, борьба с коррупцией?

Такова республиканская партия Армении, к сожалению, правящая страной. Так что если кто-нибудь скажет, что в Армении есть национал-социализм, то это можно расценить как признак воспаленной фантазии. Ну какое могут иметь отношение к идеологии (любой) и вообще живой человеческой мысли депутаты-республиканцы Саркисян и Акопян, о которых речь шла выше? А министры Овик Абрамян и Андраник Манукян (клички соответственно “Мышь” и “Слепой”, потерял один глаз во время теракта 27 октября) — картежные шулеры, казнокрады и теневые дельцы? Если же в политической действительности Армении на сегодняшний день существует хоть что-то, отдаленно напоминающее идеологию, то скорее всего это “воровской закон”, созданный Дзержинским еще на заре Советской власти с целью контролирования преступного сообщества страны и его функционирования по определенным правилам. Вот и все…

Но в этой ситуации Российской Федерации есть над чем подумать. Все-таки Армения — стратегический союзник, и мириться с такой действительностью невозможно, хотя бы необходимо пойти на кое-какие косметические поправки. Речь идет о том, что, если уж никак невозможно вырвать этот преступный режим с корнем, то Кремлю следует подсказать тандему Кочарян-Саркисян следующее: коллективным образом перейти в другую партию (неважно, какую именно) или создать новую, тем самым предав забвению и закрытию республиканскую (такое уже происходило в Армению, когда вся элита оставила партию Тер-Петросяна после его отставки и переехала в республиканскую). А то, не дай Бог, о сущности партийной идеологии и личности Гарегина Нжде узнают евреи, и тогда уже всем не сдобровать! Это сделать легко, особенно для тех, у которых не осталось ни капли совести и чести. И второе.

Это уже имеет непосредственное отношение к национальной безопасности РФ. Полагаю, президенту Путину следует запретить общение своих министров с их коллегами — республиканцами из Армении. Если же невозможно полностью запретить, то хотя бы надо свести к минимуму их отношения, в том числе и телефонные. Дело в том, что крайне тлетворное воздействие этих людей способно испортить любого, даже ангелов и пророков, не говоря уже о живых людях. Ну что может подхватить г-н Левитин от общения с министром транспорта Армении Андраником Манукяном? В лучшем случае научится проигрывать в карты (причем первым програет самому Манукяну), в худшем — научится взяточничеству и самым бесцеремонным махинациям, и тогда уже российские пассажирские авиалайнеры будут оснащаться не контрафактными авиадеталями, а запчастями с тракторов, списанных в Армении в конце 40-х. Полагаю, прогнозов и комментариев здесь не требуется…

Что же касается Сергея Иванова, то его отношения с Сержем Саркисяном будут иметь для России более трагические последствия. Во-первых, этот торговец бензином и всем тем, что продается, может заразить своего коллегу бензиновой страстью, и тогда уже российский министр начнет заниматься переучетом и переделом всех нефтяных компаний на территории России вплоть до последней бензоколонки, что серьезно подпортит имидж России в мире. К тому же, он попросту забросит реформирование армии, столь успешно начатое им. Во-вторых, вполне возможно, что от Саркисяна Иванов подхватит и более опасную заразу, способную привести даже к …торговле оружием. А в России есть не только автоматы и патроны к ним, в отличие от Армении, но еще и стратегические ядерные вооружения. Полагаю, комментариев и прогнозов здесь тоже не требуется…

Как видим, опасность налицо. Не думаю, что дело надо доводить до грандиозных геополитических катаклизмов, особенно учитывая нынешнее положение дел в мире. Гораздо лучше решать проблемы на корню, не позволяя их последствиям выплеснуться по миру и испортить и без того испорченную действительность современности.

Что же касается Гарегина Нжде, то хочу высказаться о собственном отношении к нему. Лично я питаю к нему глубочайшее уважение, хотя бы потому, что этот человек бескорыстно прослужил отечеству, которое сегодня состояло бы из двадцати, а не тридцати тысяч квадратных километров, не будь его воли и мужества. А к его политико-идеологическому учению следует относиться спокойно. Общеизвестно, что на армянской земле с трудом приживаются идеологии, тем более ультрарадикальные, а убежденных последователей “этнорелигии” можно сосчитать по пальцам.

Что же представляет собой республиканская партия — думаю, всем уже понятно. Однако лучше забыть учение Нжде и помнить только его великий гражданский подвиг. А армянам надо окончательно перестать возводить себе идолов, особенно из трупов и мертвых безжизненных идей и идеологий, ибо жизнь продолжается, а будущее на трупах не построишь…

 

Примечание: мнения авторов АПН могут не совпадать с позицией редакции.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram