9-10 ноября должны состояться переговоры В.Путина и А.Лукашенко. С момента заключения еще Борисом Ельциным первого договора о союзе России и Беларуси это самая важная встреча глав двух государств. Именно в ходе неё станет ясно, сохранится союз России и Беларуси или нет.
Сама проблема, поставившая под вопрос союз России с Беларусью, известна: Газпром потребовал передать ему по очень невысокой цене контроль над газораспределительной сетью Беларуси (Белтрансгаз), иначе он повысит цену газа для Беларуси с Нового года примерно в пять раз. Беларусь расценила это требование как нарушение договора о создании Союзного государства, согласно которому субъекты хозяйствования двух стран должны находиться в равноправном положении. Проблемой с точки зрения Беларуси является не само по себе повышение цены на газ, а принцип исчисления этой цены. Если цена исчисляется для Беларуси исходя из другой логики, чем для российских потребителей, значит, равноправного положения белорусских производителей на общем экономическом пространстве нет и самого общего экономического пространства - тоже нет, как нет и Союзного государства.
Однако дело не только в Газпроме. Беларусь выдавливается из России по множеству иных направлений: РФ выставила требования по разделу таможенных пошлин на нефтепродукты, ограничила доступ многих белорусских товаров к своему рынку, объявлено о прекращении поставок в Беларусь с Нового года электроэнергии и т.д. Где-то это требования обоснованны, но в основном складывается общая линия - выдавить белорусских производителей из российского экономического пространства. Это во многом удалось. За последние два-три года белорусский экспорт переориентировался с России на Европу. Ныне экспорт Беларуси в Европейский Союз превосходит своим объемом экспорт в союзную Россию.
В последние недели появились сообщения о подготовке России к установлению полноценного пограничного режима с Беларусью. Якобы готовы пограничные войска, сформированы пограничные заставы и в течение двух суток они готовы ввести с Беларусью полноценный пограничный режим. Фантасмагория: именно Россия несколько лет целенаправленно разрушает союз с Беларусью и отделяется от Беларуси.
Беларусь больше не может рассчитывать на действенную поддержку внутри России всех тех, кто даже при Борисе Ельцине сумели вырвать из России союз с Беларусью. Ветераны, которые помнят Войну, уходят, коммунисты слабеют, новое поколение "россиян" знает о Беларуси в основном из телепередач и относится к союзу с РБ прохладно. Рост мировой цены на нефть дал России устойчивость и протестные настроения ослабли. Белорусская альтернатива - социальное государство, консолидация народа вокруг государства, очищение государства и его институтов - сейчас не очень привлекательна массам обывателя. Кризис союза двух стран ныне действительно беспрецедентно глубок.
Ответные шаги Беларуси также известны. Беларусь переориентировала экспорт на Европу, развернулась к региональной интеграции, прежде всего с Украиной. Заключен и ратифицирован договор, позволяющий координировать транзитные тарифы - фактически создан транзитный союз РБ и Украины. ЕС сохранил льготный режим доступа белорусских товаров к своему рынку. Очень резко уменьшилось западное давление на РБ. Белорусская оппозиция больше не получает той мощнейшей политической поддержки, которой пользовалась много лет. Прибалтийские порты где-то на треть теперь загружены белорусским транзитом. Польша, Литва и Латвия отстаивают интересы РБ перед "старой Европой". Резко интенсифицируется сотрудничество РБ с НАТО. А.Лукашенко публично, перед российскими журналистами произнес слова о том, что не исключена продажа части Белтрансгаза не Газпрому, а США. И предупредил, что если США действительно осядут на белорусских, а тогда, явно, и на украинских "трубах", то выжать их оттуда будет фактически невозможно. И тогда в восточной Европе начнется совершенно новая история.
Одновременно РБ, не прекращая идеологической конфронтации с либеральным миром, развернулась к Третьему миру. За один только год Беларусь заключила стратегический союз с КНР - 17 соглашений. Если они будут реализованы, РБ имеет шансы превратиться в китайский технопарк, вынесенный в Европу. Эти соглашения начали действовать - китайские студенты действительно прибыли массово в Беларусь в наступившем текущем году и составили около 80% всех иностранных студентов, обучающихся в ведущем университете Беларуси. Да и во всех белорусских ВУЗах их сегодня гораздо больше, чем, например, россиян.
Беларусь заключила свыше 20 соглашений с Венесуэлой, фактически создав союз и с нею. Если эти соглашения удастся выполнить, то уже в следующем году РБ начнет добывать собственную нефть в этой латиноамериканской стране и поставлять ее на мировой рынок. Далее открылись перспективы добычи газа в союзной Венесуэле Боливии. Теоретически это может дать Беларуси энергетическую независимость от России, позволив компенсировать расходы на закупку углеводородов в РФ экспортом собственных углеводородов из южной Америки скорее всего в США. Возможно, первая белорусская венесуэльская нефть поступит на мировой рынок даже уже в этом году, по замещающей схеме, предложенной Уго Чавесом.
Точно также Беларусь выстроила отношения с Ираном. А.Лукашенко поедет на встречу с В.Путиным фактически из Ирана - после своего трехдневного визита в эту страну. В Иране Беларусь также получила возможность добывать нефть и доступ к иранскому рынку для своих производителей. Если это удастся реализовать на деле, то за несколько лет РБ имеет шансы закрыть доходами от добычи нефти и газа в третьих странах расходы на покупку углеводородов в РФ. Беларусь также почти решилась строить собственную АЭС и готовится получать нефть и газ из региона Каспийского моря через Украину. Состоялся визит главы Азербайджана Алиева в Минск, где эта тема была ключевой.
Кроме того, Беларусь очень заметно переориентировалась в своей дипломатии на Движение неприсоединения. Эта переориентация скорее всего позволит сохранить свои ценности и не стать частью европейского либерального проекта и после разрушения Россией союза с Беларусью. Нормализация отношений с ЕС и США имеет свои границы. Речь идет в основном о понижении степени конфронтации до уровня нормальных взаимоотношений, а не о смене Беларусью своих ценностей. Сближение же с Венесуэлой, Китаем, Ираном и некоторыми другими странами - это часть новой дипломатической комбинации РБ, которая приходит на смену прежней надежде только на союз с Россией.
А.Лукашенко очень серьезно готовился к встрече с В.Путиным. Честно сказать, сложно представить, чем российские сырьевики могут сейчас надавить на Беларусь, чтобы продиктовать свои рейдерские условия по Белтрансгазу и т.д. Россия действительно может разрушить союз с Беларусью, а не получить какие-то бонусы. Скорее всего, разговор А.Лукашенко и В.Путина будет, как ни странно, несмотря на разные размеры двух стран, будет разговором равных в этом беспрецедентном противостоянии. Видимо, разговор должен будет даже просто строиться не на экономических и стратегических аргументах - именно эти аргументы примерно равны. Разговор надо строить вокруг философских и мировоззренческих тем - ради чего существует этот союз, наши страны, народы, мы сами...