АПН: Чем, по вашему мнению, вызвана революция в Киргизии?
Вячеслав Смирнов, директор Национального демократического института Российской Федерации:
В Кыргызстане происходит не очередная "революция", а обострение конституционного кризиса. Нынешнее руководство республики пришло к власти случайно. Ведь Акаев оставит свой пост без сопротивления и без легитимного преемника, хотя бы временного. Единого и признанного всеми лидера у оппозиции не было. Но власть надо было брать и желательно легитимно. А единственный легитимный орган на тот момент был новоизбранный Жогорку Кенеш. В который к стати не попали многие оппозиционеры — тот же Бакиев например. Но только Жогорку Кенешь был избран по конституции. Других органов не было — Конституционный суд устранился, Верховный разбежался, а правительство ушло в отставку. Вот и были вынуждены формальные лидеры оппозиции Бакиев и срочно освобожденный из заключения Кулов признать легитимность новоизбранного парламента. В обмен на признание тем переходного правительства и назначение президентских выборов.
Парламент в свою очередь пошел на встречу Бакиеву и Кулову в обмен на обещание конституции, которая бы преобразовывала Кыргызстан в парламентскую республику. Что для азиатской страны вообще чревато большими бедами и противоречиями. В итоге на основе компромисса и кенеш сохранился и президент новый был законно избран. А вот принимать новую ослабляющую президентскую власть конституцию Бакиев не торопился и не спеша укреплял свое положение.
Депутаты стали нервничать. Текебаев из тораги кенеша (председателя парламента) превратился в лидера оппозиции. Стал борцом с семейственностью и режимом Бакиева-Кулова. В принципе не довольны и те, кто был сторонниками Акаева и те, кто был его противниками, но при этом не фанатами семьи Бакиева. В республики ничего не изменилось. Спрашивается, а зачем тогда было революцию делать?
Сегодня мы видим вторую часть марлезонского балета. Это не оранжевая революция, а очередная попытка передела власти. Тут много факторов, но основной заключается в том, что Бакиев пришел к власти благодаря улице. И те же самые уличные революционеры пытаются напомнить ему об этом.
АПН: За оппозицией стоят какие-либо мировые державы или это внутренний конфликт?
Вячеслав Смирнов:
Это внутренний конфликт. Хотя у мировых держав есть свои интересы в республики, но они больше связаны с экономикой, а не с политикой.
АПН: Ваш прогноз развития событий? Будет ли принята новая Конституция или власть просто разгонит митинги протеста?
Вячеслав Смирнов:
Новая конституция принята, теперь вопрос - признает ли законным ее принятие власть. Парламентарии попытались обыграть президента на улице, теперь его ход.