АПН: Кто, по вашему мнению, победит на промежуточных выборах в Конгресс США? Какие это будет иметь последствия для американской политики?
Никита Куркин, эксперт Центра стратегических исследований религии и политики современного мира (ЦСИ РПСМ):
Следует еще раз подчеркнуть всю значимость этих выборов для Соединенных Штатов. В частности, они окажут и существенное влияние на определение кандидатов от республиканцев и от демократов на грядущих президентских выборах. Чтобы вернуть себе контроль над палатой представителей, утерянный в 1994 году, демократам надо получить дополнительно 15 мест. Прогнозы американских политологов сильно разнятся. Самые оптимистичные для республиканцев предрекают, что они потеряют только 10 мест из разыгрываемых, и сохранят контроль над палатой представителей, самые пессимистичные сулят демократам от 30 до 35 добавочных выигранных мест. Рискну предположить, что демократы выиграют свои 15 заветных мест и получат контроль над нижней палатой. Дело в том, что это голосование в первую очередь протестное, «против» Джорджа Буша, а не «за» демократов, и Ирак — ключевой компонент в этом протестном голосовании.
С Сенатом же демократам вряд ли так повезет. Им нужно получить еще 6 мест для контроля над верхней палатой. Об их победе с уверенностью говорят только в двух штатах — в Огайо и Пенсильвании. Конечно, ожидается напряженная борьба, нельзя исключать неожиданностей, но, скорее всего, у республиканцев может получиться удержать Сенат в своих руках.
В любом случае, президента Буша не ожидает ничего хорошего. Республиканский кандидат в губернаторы Флориды предпочел не появляться в обществе президента, чтобы не ассоциироваться с его политикой. И это общая тенденция. Скорее всего, вне зависимости от исхода выборов, лидеры республиканцев будут открещиваться от Белого Дома и постараются создать ощущение своей отстраненности от президента и его окружения. В том случае, если демократы получат контроль над палатой представителей, Буш будет вынужден существенно подкорректировать свою политику и принести в жертву общественному мнению неоконсервативную риторику и, образно говоря, «голову» министра обороны Дональда Рамсфельда, отставка которого станет делом практически решенным.