Сентенции о том, что Россия — страна многонациональная, что русской культуры характерна какая-то «удивительная этническая терпимость», которая « позволила создать невиданную в истории империю», что «у русских есть умение понимать и принимать другие народы» — заполнили последнее время все российские СМИ (приведенные выше цитаты — из последней статьи Виктора Алксниса "Прощай, Империя... (накануне русской России)" на АПН.
Думаю, тут за действительное выдается желаемое. Иначе и быть не может. В стране, где до сих пор не прояснен «национальный вопрос» крупнейшей, системообразующей русской нации (о чем, собственно, Алкснис и пишет), где до сих пор идут яростные споры, среди самих русских в первую очередь, на тему «кто (что) есть русский» — национальные отношения «мирными» быть не могут. Непроговоренность ведет к напряженности. Ну а уж еврейский вопрос известен своей жгучестью» со времен сотворения мира.
Я в последнее время почувствовал это сполна на своей шкуре. Видимо, в связи с моими последними статьями, в которых я резко критикую Кремль вообще и еврейский отдел Администрации Президента (то есть Федерацию еврейских общин России (ФЕОР), главный раввин в которой Берл Лазар), в частности, а также в связи с Русским маршем (а я много писал и по проблемам пробуждения национализма в России), и с явной подачи «сверху», Интернет и печатные СМИ заполнили какие-то дикие инсинуации насчет моей биографии и моего этнического происхождения в особенности. Причем на меня набросились «цепные сардельки режима» (ТМ Владимира Прибыловского) со всех сторон — присяжные «антифа» тут соревнуются с присяжными «фа».
Так, совершенно беспрецедентно антисемитский текст от Единой России был опубликован на Сайте Молодой Гвардии — молодежного крыла ЕдРа:
"Гиперсионист" Авром Шмулевич — прямой подчиненный скрывающегося в Израиле от российского правосудия Невзлина. Лидер "Движения ПНИ" Саша Поткин. Родом из Еврейского Автономного округа. Родители — правоверные иудеи. С детства мечтает об эмиграции в Израиль. Либеральная истеричка Альбац. "Другоросс" Стас Белковский. Верный служака Ходорковского. Вот список персон, которые сегодня пытаются организовать в центре столицы бойню под названием "Русский марш". Открыто призывают к неповиновению действующей власти и милиции. Не интересуясь мнением Президента, "увольняют" сотрудников его администрации. Пытаются назначить "приемника", будучи даже не в курсе, как пишется это слово.
Накануне Дня народного единства — 4 ноября — этих ребят занесло слишком далеко! Грубо эксплуатируя русскую идею, национальную гордость россиян, они хотят крови. И запасаются краской, чтобы оперативно окрасить ее в оранжевый цвет.»
В других текстах анонимные авторы в совершенно нацистском стиле пишут о том, что я «смешанного происхождения» и т.п., то ли еврей ненастоящий, то ли настоящий казак.
Я-то ладно. Но тут затронута честь моего Рода. Я горжусь своими предками бы и поэтому бы внести, так сказать, ясность, в этот вопрос.
***
Итак: я — раввин Авраам Шмулевич, Председатель Междуународного Гиперсионистского Движения «Беад Арцейну» («За Родину!»).
Происхождение. Род.
Моя мать — чистокровная еврейка. С одной стороны наш род происходит из Испании, затем мои предки бежали от инквизиции в Голландию, дальше в Польшу и на Волынь, входившую тогда в состав Речи Посполитой (сейчас это Украина).
Наш род упоминается там с 1517 года, фамилия в документах писалась несколько по разному — и Шмойлович, и Шмулевич.
Первым в документах упоминается от 1517 года Абрам Шмойлович, крупный арендатор на Волыни. В 1595–1599 гг., в тех же местах, тоже крупный арендатор и тоже Абрам Шмойлович, потомок предыдущего. (И.Прыжов. "Истории кабаков в России"):
"В 1517 году князь Александр .Пронский и жена его милости княжна Федора Сангушковна выдали арендное условие благородному пану Бурлацкому и славному пану Абрамку Шмойловичу, жиду Турийскому, по которому они получили в аренду город и замок Локачи (в повете Владимирском) на три года за 12 000 злотых со всеми доходами, со всеми людьми тяглыми и нетяглыми, со всеми жидами и получаемыми от них доходами, с корчмами и с продажею всяких напитков, с правом судить крестьян и наказывать виновных и непокорных по мере вины, даже смертью".
Шмойлович Авраам — крупный арендатор конца XVI и начала XVII в., уроженец волынского местечка Турийск. В 1595 г. «славный пань» Шмойлович арендоваль у князя Григория Сангушко-Кошерскаго рядь деревень, местечекь с «чиншами денежными, мельницами, корчмами, шинками и данью медовой» и прочими принадлежностями. В 1601 г. Шмойлович вместе с турчинским евреем «паном Герцом Перцовичем» арендовал город Борохов и другие местности луцкого повета. В контрактах арендаторам предоставлено было право было судить подданных и наказывать даже смертной казнью, без аппеляции к владельцам. (Еврейская энциклопедия, Т. XVI, с. 52. СПб., 1912 г.) Вот тут текст договора об аренде и некоторые дополнительные подробности:
«Я, Григорій Сангушко Кошерський, і Софія з Головчина Сангушкова Кошерська ознаймуєм тим нашим арендовним листом, що дня 10 апріля року 1594 арендовали єсмо добра наші нижчепойменовані славетному пану Абраму Шмойловичу, і жонє його Риклі Юдинні, і потемкам його: містечко Кошар з селами Кошур Старий, Кругель, Краснодуб'я, Городелець, двір Мизів і село Мизову, селище Борзова Черемшанка, з чиншами грошовими, з корчмами, шинками всякого напою, з данню медовою, а боярами і зо всіма людьми тяглими і нетяглими, з їх ріллями, роботами, підводами, в тих перелічених містах і селах мешкаючими, з бортним деревом, з ставами, млинами і їх вимелками, коториє тепер в тих пойменованих містах і селах суть і потім збудовані будуть, з озерами, з гонами бобровими, з полями, сіножатями, борами, лісами, гаями, дібровами, з фільварками, з гумнами, збіжжям всіляким на полі засіянім, зо всіма пожитками як пойменованими, так і не пойменованими, нічого собі не зоставуючи, на п'ять літ повних, до 10 апріля 1599 року за п'ять тисяч золотих польських… Он (Шмойлович) ведлуг сего листу арендовного, от нас йому под печатми і с подписами власних рук наших даного, (має право) держати, і вживати, і вшелякіє пожитки на себе брати, а також всіх підданих наших судити, радити, винних і непослушних подлуг виступків їх винами і горлом карати» [72]. Містечко Кошар — нині місто Камінь-Каширський, райцентр Волинської області. В історії міст і сіл УРСР про нього сказано: «У 1595 році Г.Сангушко віддав Камінь-Каширський в оренду А.Шмойловичу на 5 років за 5 тис. злотих. Орендар нещадно пригноблював селян, примушував їх виконувати значно більші повинності» [73]. Тому ж «славетному пану Абрамові Шмойловичеві, жидові Турійському і потемкам їх» князь Олександр Пронський передав ув оренду «место і замок Локач з селянами, і фольварками, і зо всіма пожитками, до нього належачими, на три лєта зупелниє, за 12 тисяч золотих польських». Договір також уступав новому власникові право «подданих судити, винних і непослушних водлуг виступков їх без апеляцій до нас карати, би теж і горлом» [74]. (72 Памятники, изданные Киевскою комиссиею для разбора древних актов, т.1, изд.2-е, К.,1898 с. 157-158. 73 Історія міст і сіл УРСР. Волинська область, К.,1970, с. 247. 74 Памятники, изданные Киевскою комиссиею, т.1, с. 164-165.) Луцк, 1552 год
***
Мой прадед, тоже Авраам, был кантонистом, в семилетнем возрасте был схвачен и продан в солдаты. При Николае I, как известно из истории, была введена рекрутская повинность, и евреев забирали в армию на 25 лет, при этом забирали не только взрослых, но и маленьких детей. Детей сначала отдавали в особые кантонистские школы, школы, где они находились до 18 лет и потом еще должны были служить 25 лет. Вся эта система была сделана для того, чтобы заставить евреев креститься. В процентном отношении евреев брали в армию в три с лишним раза больше, чем русских. Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год). И начальство получало поощрение, знаки отличия в зависимости от количества евреев, которые крестились. Бабушка рассказывала, что мой прадед (ему, как я уже сказал, было семь лет, когда его схватили и украли), как и подвергался страшным истязаниям. Например, детей кормили соленой рыбой, давали пить, потом гнали в баню. Они просили пить, есть, их ставили с расставленными руками и ногами на двух кроватях и били и т.д. — но не изменил своей вере.
После смерти Николая I, когда он освободился из армии после почти двадцати пяти лет службы он вместе с моей прабабушкой Саррой Абрамовной Шмулевич занялся торговлей текстилем и готовой одеждой. Они смогли стать купцами первой гильдии. Прадедушка умер довольно рано, и занимался в основном изучением Торы, дела вела моя прабабушка. Ей удалось построить настоящую торговую империю. К концу жизни отделения нашей фирмы имелись в Париже и Лондоне. Жили они в городе Бежецк, Тверской губернии (до революции это был богатый торговый город — центр торговли текстилем в России), где мою прабабушку и застала революция. Подругой линии мои предки жили в Финляндии, принадлежали к еврейской общине, которая сформировалась там еще в конце XVIII – начале XIX века.
***
Мой отец — русский. Фамилия его — Дёмин. Это известная казачья фамилия, и эту фамилию я получил при рождении. Назвали родители меня Никита. По отцу я смешанного дворянско-казацкого происхождения. Отец моего отца, мой дед, был донской казак. Мать отца, моя бабушка была дворянка. Причем казацкий род — древний и знатный, по преданию происходит от Чингиз-Хана, от принявшего православие тюрского царевича-чингизида. Бабушка (дворянка) рассказывала, что когда она вышла замуж за деда-казака, то ее свекровь, моя прабабка-казачка, была всячески против этого брака и ее шпыняла, потому как считала, что для сына это мезальянс. Дворянский род немецкий, строго говоря. Бабушка была наполовину немка, четверть русская и четверть итальянка, все дворянских кровей. Ее отец, мой прадед, был предводителем дворянства в городе Козлове Тамбовской Губернии (ныне Мичуринск).
Однако я себя очень четко, с раннего детства, ощущал евреем, вопросов самоидентификации просто не было. Авраам (уменьшительное Авром) я с начала 1980-х, точнее ― с 1981 года, когда стал соблюдать законы иудаизма, я взял это имя, когда в соответствии с галахой был обрезан.
Был активистом еврейского религиозного, сионистского и правозащитного движения. Как об Авроме Дёмине про меня в середине 1980-х писали и советские газеты — «Правда Востока», орган ЦК Компартии Узбекистана, «Ленинградская Правда», «Комсомольская правда» и др. — разоблачительные статьи «против сионизма». Как Аврому Дёмину мне, как активисту нелегального еврейского движения в СССР, специальным решением Кнессета было присвоено в 1984 голу почетное гражданство государства Израиль. По приезде в Израиль я сменил фамилию на Шмулевич.
Так что, что касается моего рода, то тут мне есть чем гордиться. Надеюсь, по прошествии моем жизни, и мои предки и мои потомки смогут гордиться мною.