Окончание. Начало — здесь.
Теперь посмотрим на дело глазами рассудительного скептика. Возможно, такая позиция в глазах либерального читателя ничуть не лучше позиции конспиролога, однако она тоже имеет место. Итак, кто же такой патриарх Варфоломей, что такое Вселенский Патриархат и что всё это означает?
Патриарх Варфоломей, возглавляющий Патриархат с 1991 г., известен не только тем, что он — бывший офицер турецкой армии, который «в миру» носит фамилию Архондони. Он знаменит и тем, что продолжает открытый курс на «замирение» со всеми остальными конфессиями и даже иноверческими религиями, взятый Патриархатом ещё в середине 50-х гг. прошлого века (радикальные критики, правда, считают, что это официальная политика Константинополя ещё со времён Флорентийской унии 1439 г.). Он изо всех сил налаживает отношения с Ватиканом, периодически направляя в Рим делегации патриархии и принимая «латинян» у себя. Он явно выступает за постепенное объединение православия и католицизма, утверждая, что этому способствует процесс единения Европы.
В 2001 г. папа римский, находясь в Греции, принес официальные извинения за захват и последующий разгром крестоносцами Константинополя в 1204 г. Папская речь вызвала в православном мире весьма неоднозначную реакцию. Патриарх Варфоломей оказался первым, кто эти извинения принял, о чем он и заявил 14 апреля 2004 г. в обращении к верующим по случаю 800-летия этих событий.
В марте 2002 г. он встретился с президентом Джорджем Бушем в качестве «одного из поборников экуменизма и взаимопонимания между христианами, мусульманами и иудеями». Ранее патриарх Варфоломей приезжал в Вашингтон и встречался с Биллом Клинтоном в 1997 г., когда отмечалась 75-я годовщина создания греческого православного архиепископата в США. Клинтон тогда активно высказался «в поддержку деятельности Вселенского Патриарха», о чём не замедлила сообщить пресс-служба патриарха.
Варфоломей неизменно оказывался там, где возникала «пустота на святом месте». Он, к примеру, способствовал примирению Украинской автокефальной православной церкви с Украинской православной церковью Киевского Патриархата, претендуя на решение всех вопросов канонического права. Обе они в Московской Патриархии считаются раскольническими.
Известен Варфоломей и как патриарх-»эколог» (даже как «зелёный» патриарх) — недавно за свою работу по охране окружающей среды он получил премию норвежского «Фонда Софии».
В конце января 2004 г. наш герой посетил Кубу с целью открытия православной церкви в Гаване, где встретился с Фиделем Кастро. Вот это и настораживает скептического читателя больше всего: кому бы это США позволили так смело действовать у себя под носом?
Несомненно, решит скептик, этот человек как-то связан с США. И неудивительно, что в смысле открытия православной семинарии на о. Халки наибольшее давление на Турцию оказали именно американцы. Иногда возникает ощущение, что дядя Сэм — главный защитник и спонсор православия в Турции.
Это ощущение, кстати, вполне оправданно. Поговорим об интересной материи — о деньгах. Можно ли всерьёз верить, что три тысячи православных в Турции и даже недавно перешедшие в юрисдикцию Вселенского Патриархата 36 приходов в Греции могут содержать эту «общественную организацию религиозного характера»? Конечно, нет. Основные финансовые поступления Патриархат получает от греческой православной общины в США. Читай: от греческого финансово-промышленного лобби в Америке.
Это лобби обладает весьма неплохими возможностями и входит в число ведущих в США. Оно, во всяком случае, превосходит по влиянию турецкое и даже армянское. Оно неоднородно, и в его рядах, несомненно, есть люди, готовые дать деньги на ту самую операцию «Новый Константинополь», от которой у некоторых турок «кровь в жилах стынет». И они эти деньги дают.
Как и всякое крупное лобби, греческое тоже считает, будто оно использует «глупое американское государство» в своих интересах. На самом деле, конечно, речь идёт о симбиозе. Американская элита в чём-то поощряет греческих лоббистов, в чём-то их же руками добивается собственных целей. В данном случае речь идёт о банальнейшей «реалполитик» — Вселенский Патриархат просто-напросто оказывается одним из рычагов американского влияния на Турцию. Особенно важно, что никаких серьёзных расходов он не требует. Когда надо — нажали кнопку, и из коробочки появился византийский дух, которого так боятся турки. Добились своего — дух опять убрался в коробочку. До следующего раза.
Однако, анализируя американскую политику, ни на секунду не следует забывать, что она ВСЕГДА руководствуется глубинными, даже «философскими» принципами. И цели у неё глобальные, а не просто «жить, чтобы выжить» или, к примеру, позорное «догнать и перегнать Португалию». Так и здесь — речь идёт об изменении мира, ни больше, ни меньше. Американцы задумали колоссальный проект по преобразованию ближневосточного региона, и одной из его важнейших задач они считают создание «умеренного ислама» (о том, как предполагается реализовывать этот план, я писал в статье «Тихий зелёный мир»). Почему бы не предложить миру «умеренное ортодоксальное христианство»? Сюда, с точки зрения протестанта-»васпа», укладываются и католицизм, и православие, и различные монофизитские направления… Все они, по его мнению, отягощены языческим элементом, все исходят из каких-то глубинных эмоциональных устремлений, а потому опасны для преобразования мира. Они всегда могут провалиться в «христианский фундаментализм». Поэтому необходимо добиться их «взаимного разоружения». И Вселенский патриарх Варфоломей успешно выполняет эту программу. Он, скажем, признал «церквями-сёстрами» и католиков, и монофизитов, тем самым, по мнению афонских монахов, нарушив один из основных членов Символа Веры: «верую… во единую святую, соборную и апостольскую церковь». Коли есть церкви-сёстры с иными символами исповедания, то и церковь уже не едина, и апостольской преемственности грош цена.
Но, говорят адепты «антифундаментализма», через 1-2 поколения слово «церковь» станет восприниматься в мире лишь как «единство веры в многообразии форм», а все конфессии окажутся равны. Не будет разницы между умеренным православным и умеренным мусульманином, кроме обряда, да и тот будет максимально стандартизован. Мир станет в основном зелёным, тихим и абсолютно «теплохладным», что, по мнению американских внешнеполитических архитекторов, устранит одну из главных причин войн и насилия. Может, оно и так. Нам не увидеть — мы всё равно до этого не доживём.
Вот так сегодня эксплуатируются духи византийской истории. А древняя земля самой Византии стала теперь огромной лабораторией по выращиванию «ручных» и «безопасных» версий религий эпохи либеральной глобализации.