Украина как государство-ревизионист

Идея «размена» Приднестровья на Бессарабию, как ни странно, начинает выглядеть реалистичной по целому ряду параметров. Самые разные, в том числе, конфликтующие силы прямо или косвенно демонстрируют свою заинтересованность в подобном сценарии. Неясным во всей комбинации остается только одно: кто субъект и бенефициант потенциального «размена»? По привычке видеть в этой роли Москву — все меньше оснований. Продолжение той невнятной политической линии России в приднестровском регионе, которую мы наблюдаем на протяжении всей истории существования ПМР, неизбежно ведет к утрате Тирасполем пророссийской ориентации. Очевидно это было уже давно, но не был ясен вектор дальнейшего развития, который изберет приднестровское руководство в результате разочарования в России. Сегодня, возможно, мы наблюдаем, как этот вектор начинает прорисовываться. Приднестровские элиты, не желающие капитулировать перед Кишиневом, но настойчиво заталкиваемые Москвой «под крышу» «общего молдово-приднестровского федерального дома», все в меньшей степени связывают свое будущее с Россией и все большие надежды возлагают на Украину.

Тревожный звонок для российских внешнеполитических стратегов уже прозвенел. Газета «Днестровский курьер» — рупор официального Тирасполя — недавно опубликовала любопытный документ, свидетельствующий, что эффективность России в роли главного модератора процесса урегулирования приднестровского конфликта теперь поставлена под вопрос и в ПМР.

Речь идет о разработанном киевским «Центром стратегических инициатив» проекте четырехстороннего (при участии Молдовы, Украины, России и Приднестровья) меморандума об урегулировании приднестровского конфликта. Решить приднестровскую проблему авторы документа предлагают путем вхождения ПМР на правах автономной республики в состав Украины.

Согласно тексту проекта, ПМР, преобразованная в Автономную Приднестровскую Республику (АПР), должна стать государственным образованием в составе Украины, с собственными государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, АПР полагаются собственные Конституция и законодательство, государственная собственность, самостоятельный бюджет и налоговая система, а также государственная символика и иные атрибуты государственного статуса.

Государственным языком новой автономии в составе Украины, естественно, станет украинский язык. Официальными языками, на которых предполагается осуществлять делопроизводство во всех органах государственной и местной власти — украинский, молдавский и русский языки. Решение о вхождении Приднестровья в состав Украины, согласно тексту документа, должно быть принято в ходе референдума.

В случае принятия на референдуме положительного решения по вопросу вхождения Приднестровья в состав Украины, руководство ПМР должно передать в ведение Киева часть государственных функций. В частности, в сферу ответственности правительства Украины перейдут вопросы валютного регулирования, транспорта, внешней политики, эмиграции и иммиграции, таможенного регулирования, связи, энергетики, уголовного и административного законодательства, избирательного права и т.д.

В тексте документа прописан и порядок обеспечения безопасности на территории Приднестровья после принятия решения о вхождении республики в состав Украины. В новообразованную АПР вводится украинский миротворческий контингент. Одновременно на территории республики расформировываются все вооруженные части и формирования, кроме использующихся для обеспечения правопорядка и общественной безопасности. После этого осуществляется поэтапный вывод с территории АПР всех не украинских военных частей (в том числе и миротворческих), а их функции и зоны ответственности передаются миротворческому контингенту Украины.

Необходимо отметить, проект вхождения Приднестровья в состав Украины создан не на пустом месте и имеет достаточно серьезную историческую почву. Авторы документа предлагают Молдове, России, Украине и Приднестровью признать незаконным юридически действительно спорное решение ВС СССР от 2 августа 1940 года об образовании Молдавской ССР.

Молдавская АССР с административным центром в городе Балта была создана 12 октября 1924 года на территории нынешнего Приднестровья и некоторых районов Украины. В 1929 году статус административного центра был передан Тирасполю. Создание МАССР было обусловлено исключительно политическими причинами — советское правительство рассчитывало со временем вернуть утраченную в 1918 году Бесарабию путем «присоединения» к уже существующей молдавской автономии, что позже и было с успехом продемонстрировано. Однако на момент создания МАССР молдаване по численности отнюдь не преобладали среди населения республики: 48,5% жителей автономии составляли украинцы, 30% — молдаване, около 9% — русские.

В июне 1940 года Бесарабия была возвращена в состав СССР, а на ее территории 2 августа того же года была создана Молдавская ССР. В новообразованную республику вошли всего 6 районов МАССР, а остальные 17, поскольку их историческая миссия в проекте «воссоединения» Молдавии была исчерпана, оказались распределены между Одесской и Винницкой областями Украины. Интересно, что к Украине отошел и бывший административный центр молдавской автономии — Балта. Юридически процедура создания Молдавской ССР может быть оспорена, поскольку парламенты МАССР и УССР не ратифицировали соответствующих документов, как это было предусмотрено их конституциями. Вместо них решение о создании новой республики принял ВС CССР.

Украинские авторы проекта меморандума об урегулировании приднестровского конфликта апеллируют именно к этому юридическому казусу. Текст проекта начинается с признания всеми договаривающимися сторонами, что «окончательное урегулирование приднестровской проблемы должно осуществляться путем преобразования, основанного на признании незаконным решение Верховного Совета СССР от 2 августа 1940 года об образовании Молдавской Советской Социалистической Республики путем присоединения части Молдавской АССР, которую в настоящее время составляет территория Приднестровской Молдавской Республики, к Бессарабии».

К этим историческим и юридическим аргументам в пользу присоединения ПМР к Украине, можно добавить еще и национальный: на территории Приднестровья проживает около 300 тыс. украинцев (более трети населения), при этом около 50 тыс. — имеют украинское гражданство.

На Украине в поддержку плана присоединения Приднестровья уже высказались лидеры нескольких политических и общественных организаций. В частности, лидер партии «Новая сила» Юрий Збитнев, по слухам, один из авторов проекта меморандума, заявляет, что возобновление в приднестровском регионе военного конфликта представляет прямую угрозу национальной безопасности Украины. В связи с этим, Збитнев обратился к украинскому МИДу с предложением организовать по вопросу урегулирования ситуации в регионе официальную встречу в формате пятерки гарантов — ОБСЕ, Молдовы, Приднестровья, России и Украины.

Националистические организации, традиционно достаточно популярные, особенно в западной части страны, выступают с еще более радикальным требованием — ввести Приднестровье в гривневую зону и тем самым «застолбить» территорию ПМР как зону украинского влияния. Украинские правые вполне справедливо оценивают как очень высокую вероятность того, что не в самой далекой перспективе государство Молдова войдет в состав Румынии и перестанет существовать в качестве полноценного субъекта международной политики. Между тем, территория Приднестровья входила в состав румынского государства только в период немецкой оккупации в 1941-1944 годах, когда, так же, как и Бесарабия, была передана Румынии. Это единственный исторический прецедент, причем не самый приятный для народа Приднестровья, и поэтому никаких оснований отдавать левобережье Днестра Румынии нет.

Вообще, украинские правые радикалы по отношению к Молдове настроены крайне враждебно. В связи с имевшим место в середине июля инцидентом в буферной зоне молдово-украинской границы, когда молдавские пограничники силовым образом оттеснили украинских военнослужащих и установили там новый пограничный пост, бывший лидер УНА-УНСО Дмитрий Корчинский (в настоящее время возглавляющий православно-националистическую организацию «Братство») заявил: «Если украинские власти адекватно не ответят на румынско-молдавские выходки, то это сделают простые граждане Украины, которым не безразличны украинские интересы в этом регионе».

Предлагаемое украинскими политиками и политэкспертами решение приднестровской проблемы, теоретически, может устроить и Кишинев. Как уже неоднократно говорилось, претензии Молдовы и, тем более, Румынии на левобережье Днестра — не имеют под собой исторической почвы. Кишеневские элиты не могут не понимать, что «возвращение» Приднестровья в состав Молдовы в обозримой перспективе невозможно. В том числе и потому, что общественное мнение в ПМР настроено резко против объединения с Молдовой. Однако тот факт, что приднестровский конфликт не урегулирован — сдерживает инициативы Кишинева и Бухареста, направленные на создание единого румынского государства. В таком контексте Молдова может решиться на реализацию предложенного украинской стороной сценария, имея ввиду две цели:

- Окончательно урегулировать приднестровский конфликт, открыв для себя перспективы более тесной интеграции с Румынией и евроструктурами;

- Ликвидировать зону российского влияния в приднестровском регионе, отдав мятежную территорию Украине — будущему партнеру по НАТО и ЕС.

Публикация в «Днестровском курьере» проекта меморандума об урегулировании приднестровского конфликта путем вхождения ПМР в состав Украины, означает, что многолетняя ясная пророссийская ориентация приднестровского руководства сегодня демонтируется. И хотя перспективы новой ориентации Тирасполя — на Киев — пока не совсем ясны, российскому руководству, определяющему свой политический курс в приднестровском регионе, необходимо исходить уже из совершенно новых реалий.

Перед Россией стоит задача защитить свои государственные интересы и интересы русских в Приднестровье. Сделать это в сложившейся ситуации можно единственным образом — поддержав курс ПМР на независимость. Вхождение Приднестровья в состав Украины, особенно если на украинских выборах одержит победу Виктор Ющенко, будет означать окончательный выход Приднестровья из зоны российского влияния. Кроме того, растворение ПМР в украинской территориальной глыбе отнюдь не является благом для народа Приднестровья, представляющего собой совершенно отдельную общность людей с особым самосознанием и социальной структурой, доказавшую свое историческое право на собственную государственность.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram