«Для признания Абхазии есть все предпосылки»

АПН публикует беседу Андрея Дмитриева с президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем.

- Есть ли на ваш взгляд какие-то подвижки со стороны России в вопросе возможного признания Абхазии и установления с ней ассоциированных отношений, особенно учитывая нынешний кризис в отношениях с Грузией?

- Я думаю, что да, есть. Сейчас в Грузии происходит то, о чем мы предупреждали российские политические круги. Мы давно видели, к чему катится Грузия. Возьмем неадекватное поведение ее руководства по отношению к нам, ввод войск в верхнюю часть Кодорского ущелья… Ну, ладно, мы - маленькое государство. Но они пошли дальше. Очень сложно подобрать дипломатичные выражения, чтобы определить то, что Грузия делает в отношении России. Нельзя постоянно поливать грязью соседа, который, по большому счету, тебя кормит.

Я думаю, что многие политики осознали, что вопрос признания Абхазии нужно решать, и чем быстрее – тем лучше. Тем быстрее эти замороженные конфликты перестанут существовать. Для этого есть все предпосылки.

– Сейчас усилились связи Абхазии с другими непризнанными государствами на территории бывшего СССР. Создано межпарламентское объединение, есть договор о коллективной безопасности между Абхазией, Приднестровьем и Южной Осетией. Как может осуществляться этот договор при отсутствии общих границ? И как вообще развивается сообщество «За демократию и права народов», которое было создано этим летом тремя республиками?

- Сообщество развивается очень интенсивно. Потому что основой этого договора является не военная, а мирная составляющая. Это наши связи, наши отношения, работа СМИ, творческих коллективов, участие в мероприятиях, которые проходят в других республиках. Только за последние два месяца мы обменялись пятью-шестью делегациями.

Мы живем в таком динамичном и скоростном мире, что если - не дай Бог - будет конфликт в одном из наших государств, в него обязательно будут втянуты и остальные. Ни Абхазия, ни Южная Осетия в случае агрессии Грузии не останется одна. Это будет большая война, которая затронет весь Кавказ. Поэтому, прежде чем делать какие-то резкие движения, политикам в Тбилиси нужно думать, во что это может вылиться.

- В двух непризнанных республиках – Приднестровье и Южной Осетии – в этом году проходят референдумы по вопросу о независимости. Планируется ли такой референдум в Абхазии?

- Нет. Референдумы в Приднестровье и Южной Осетии были необходимы, поскольку в последний раз такие плебисциты проводились в начале 90-х. С тех пор многое изменилось, и это требует нового осмысления на пути к независимости.

В Абхазии несколько иная ситуация. Мы свой референдум о независимости провели недавно, в 1999 году. Мы долго ждали от мирового сообщества действенных мер. Этого не случилось. Более того, от Грузии систематически исходила угроза, ситуация в регионе перманентно дестабилизировалась. Утратив всякую надежду на решение проблемы в русле достигнутых договоренностей, народ потребовал проведения референдума. И он состоялся.

В принципе, мы готовы в любое время организовать и провести его вновь. Но только в том случае, если мы будем уверены, что он даст необходимый для мирового сообщества эффект. А просто так созывать людей к избирательным урнам нет смысла.

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Кодорском ущелье? Какие шаги планируете в том случае, если Грузия не выведет оттуда войска (чего она, по-видимому, делать не собирается)?

- Нашу позицию мы обозначили четко: пока Грузия не выведет оттуда свои войска, не уберет свое марионеточное «правительство Абхазии» из Кодора, мы в переговорном процессе не участвуем. Не мы, Грузия сама его свела на нет, к большому сожалению. Нельзя договариваться, подписывать документы, чтобы потом их нарушать. А сворачивание переговорного процесса – это конфронтация.

- Не кажется ли вам, что российские СМИ, нагнетая обстановку вокруг Кодора, во многом способствовали решению одной из задач властей Грузии, а именно - сорвать курортный сезон в Абхазии?

- Когда я смотрел, как освещалась ситуация в Верхнем Кодоре, действительно, складывалось впечатление, что уже чуть ли не в Сухуме идут бои. Все это сыграло свою роль на приезде в республику отдыхающих. Но какие тут могут быть претензии? Они говорят то, что считают нужным и как считают нужным. К тому же ситуация и вправду была непростая.

– Грузинские политики периодически делают заявления, что мятежный Эмзар Квициани скрывается то ли в Абхазии, то ли в России. По вашей информации, где он может находиться? Возможен ли вооруженный конфликт между пришедшими в Кодор грузинскими военными и местным сванским населением?

- Где находится Квициани, наверное, лучше знать властям Грузии.

Конфликт между сванами и грузинскими властями в Кодоре просто неизбежен. Не потому, что нам этого хочется. Нам наоборот не хочется иметь здесь любой конфликт. Но сваны - не те люди, которые будут долго терпеть тех, кого им посадили на шею. Вы увидите, что в ближайшее время там наверняка будут стычки. Сейчас там масса грузинских чиновников и военных. Там уже есть конфликты, которые замалчивает грузинская пресса, и они будут продолжаться.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram