Кадры из киевских новостей, переданные в эфир на этих выходных, отличались «прибалтийской» предсказуемостью. Ветераны Украинской повстанческой армии, спокойно и гордо разгуливающие по городу, Ющенко, поздравляющий их с тем, что они, как выяснилось, герои войны — и советские офицеры с коммунистами, бессильно надрывающиеся за плотным милицейским оцеплением. Все идет так, как и должно было. «Ничего особенного».
Признаюсь честно: два года назад, когда гремела так называемая «революция», все мои симпатии были на ее стороне. Невозможно было не увлечься «историческим моментом», не восторгаться миллионной толпой на Майдане, шум которой я слышал, пусть и по телефону. Мелкий плут Кучма, несчастные пьяные шахтеры, мадам Янукович, вещающая про «обколотые апельсины», растерянные донецкие бароны и гангстеры — весь этот мир как будто бы «проигравших» казался мусором в сравнение с тем, что какие-то бойкие граждане идут штурмом на администрацию президента, и все грызловы этого мира вот-вот будут вынуждены проглотить свой позор и в очередной раз поздравить совершенно не того победителя выборов, на которого они уверенно и даже нагло рассчитывали. Либеральная и «антипутинская Москва» ликовала тогда вместе с Киевом, совершенно не думая о том, кто именно побеждает ту начальственную сволочь, которую мы вместе так успешно и гордо ненавидим.
Но вот прошло два года и все явственным образом изменилось. Те бароны снова оказались в правительстве, прекрасным образом наладив обычную игру в кабинетные толчки и тычки с «оранжевыми», а проигравшими в реальности оказались одни только русские обыватели. Те самые, что по воле беловежских бандитов оказались не в СССР, а в незалежной Украине, и теперь вынуждены смотреть на то, как специфические «ветераны войны» и их молодые симпатизанты «в своем праве» маршируют по Киеву.
Да, сам по себе пламенный украинский национализм, конечно, чужд и неприятен русскому (и не только профессиональному «патриоту», ровно так же негативно реагировал на него и Бродский в своей знаменитой «Оде на независимость Украины») — но все-таки с ним можно смириться и отправить «имперские амбиции» в дальний угол исторической памяти. Но происходит, и чем дальше, тем увереннее, самое страшное и невыносимое, то, что хочется остановить любой ценой — а именно ревизия Великой Отечественной войны. И это процесс неизбежный. К сожалению, мы не можем остановить дело на полпути — убрать из истории СССР, «смирить» государство в Москве, но при этом каким-то образом заставить «малую Европу» и все окружающие нас мелкие националистические племена не трогать самое главное, не касаться 1945 года. Такого удовольствия нам никто не доставит. Как ветераны СС, так и местные нац-бандиты всех видов маршировали и будут маршировать не только в Риге, но и в Киеве, и даже когда они естественным образом отживут свой век — им будут поставлены роскошные памятники и славословия им будут вписаны во все учебники «независимых государств».
Ибо так уж получилось, что все надежды на «свободу от тирании русского зверя» были у племен этих связаны с «благодетельным и милостивым» господином Гитлером. Они его любили, любят и будут любить — таким вот неприятным образом они изживают у себя «русскость».
Нет нужды долго говорить о том, какого масштаба зло оказывается восстановленным и торжествующим в истории благодаря всем этим местным «национал-демократам», под маской «доблестных освободительных формирований УПА» возвращающих на пьедестал откровенный гитлеризм. Очевидно, что Победа — это последнее, за что можно и нужно держаться всем в России, вне зависимости от «левых» или «правых» взглядов, и любых частных идеологий.
Важен другой вопрос: каким способом этот омерзительный процесс «национально-демократической» ревизии истории можно было бы остановиться? Кто и как мог бы помочь этим советским старикам, бессильно глядящим на то, как нацисты и бандиты разгуливают по их улицам?
Ложь в том, что им мог бы помочь нынешний Кремль. Бесконечно фальшивы завывания всех нынешних «евразийцев» и «патриотических политологов», всех этих дугиных, малеров и холмогоровых о том, как путинская Россия якобы спасет Украину, как она кому-то поможет. Путинская Россия озабочена бизнесом, и только бизнесом, и никакие околофашистские поползновения ее полудрузей-полуврагов ее не интересуют. «За наших стариков отрежем уши» — воистину правильный лозунг, но только нужно помнить о том, что представители партии, его предложившей, ныне десятками сидят в тюрьмах.
Не менее бессмысленными являются и разговоры о «прорусских» якобы силах, которые сражаются за власть «там», все эти наивнейшие надежды на Доброго Януковича, который отвоюет «полномочия» и сделает кому-то хорошо. «Патриоты», так рассуждающие, кажется, не понимают самой сути украинской государственности. Ее основной закон сводится к тому, что непосредственное политическое представительстве во власти неизбежно захватывают выходцы с Востока, однако осуществляют они программу Запада. Украинская власть — это «предательство», возведенное в абсолют. «Янукович» в том или ином формате неизбежен, но ровно так же неизбежно и то, что правление его будет на 99% «незалежным» и «оранжевым». Только отдельные риторические обороты а ля Зюганов будет скрывать то, что и скрывать-то нет никакого смысла.
Каким же мог быть выход из этой безнадежной ситуации, жертвой которой стало русскоязычное население Украины (и не только Украины), вынужденное наблюдать триумфы гитлеролюбивых «борцов с Советской властью»?
Историческая альтернатива нынешнему кошмару могла быть только одна.
Политическим центром «русскости» должны были стать «непризнанные государства», «русские анклавы» — причем в количестве намного большем, нежели то, в котором они действительно появились. Уж Крым-то непременно должен был отделиться, и не только он один.
Но — с одной важнейшей поправкой.
Непризнанные государства эти, как реально существующие, так и «теоретические», «потенциальные», должны были быть подчеркнуто антимосковскими, врагами РФ не хуже обычных «незалежных держав». Их руководители, реальные и возможные, все защитники русских интересов, к сожалению, не поняли простейшего: дабы успешно отстаивать русскую политику после 1991 года, нужно быть решительным врагом той «России», которая, к сожалению, образовалась на месте СССР. Только так можно было добиться признания и понимания со стороны Запада — ибо там, где на самом деле решаются вопросы «национальной независимости», слишком боялись, и до сих пор боятся «имперского реванша Москвы», чтобы поддерживать инициативы, как-то с ней связанные.
Единственный выход был именно таким — «настоящая Россия против антиРоссии в Кремле», «партизанская русская зона», etc. К сожалению, его не разглядели в свое время — и теперь несчастное русскоязычное население республик так и мечется между напрасными симпатиями к продажной Москве, и еще более безнадежными взглядами в сторону собственной элиты, торгующей своим электоратом.
Больно смотреть на тех, кто вынужден присутствовать сейчас на празднике возвращенного в историю фашизма в незалежном Киеве. Но сделать для них, к сожалению, ничего нельзя. И верить в то, что восстановит справедливость кто-то другой — не приходится.
Русские вне России остались теперь и вне истории. Да и для нас, в Москве — эта война за окраины уже проиграна.