Без малого три месяца президент РФ не комментировал ситуацию в Южной Осетии. Но за последние несколько дней, такие комментарии прозвучали дважды, что нельзя считать простой случайностью. Российский президент фактически озвучил план, в соответствии с которым Москва намерена разрешить «осетинскую проблему».
Напомним, что 18 августа на пресс-конференции по итогам переговоров с Леонидом Кучмой, Владимир Путин сказал , что «конфликт возник после объявления независимости Грузии, после чего она объявила, что прекращает автономный статус Южной Осетии и Абхазии. С этого дурацкого решения начались межэтнические конфликты. Сегодня продолжается рецидив того, что происходило в начале 90-х годов».
И далее. «Россия готова внести свой посильный вклад в урегулирование и восстановление территориальной целостности Грузии, но не собирается брать на себя не свойственные функции и выступать на одной стороне, — подчеркнул глава государства. — Хотелось бы, чтобы люди, которые проживают на этой территории, приняли решение сами и договорились бы между собой. Мы же готовы выступить в роли посредника и гаранта достигнутых договоренностей, которых можно будет добиться, если на то есть добрая воля».
Через два дня, на пресс-конференции с Робертом Кочаряном, кавказская тема была продолжена: «в моих беседах с Михаилом Николаевичем Саакашвили выяснилось, что он тоже считает эти решения, принятые в начале 90-х годов, ошибочными — во всяком случае, в отношении Южной Осетии Вопрос, как выходить из этой ситуации? Выход может быть только один: нужно садиться за стол переговоров. Это первое. Второе — уметь договариваться. И третье — нужно иметь политическую волю выполнять эти договоренности».
Встречи с лидерами СНГ как будто не давали поводов для конкретизации позиции России по Южной Осетии. Тем не менее, это было сделано. Кремль недвусмысленно дал понять, что почвой для достижения договоренности между Тбилиси и де-юре грузинскими автономиями Абхазией и Южной Осетией служит восстановление и юридическое закрепление гарантий их автономного статуса в составе единой и неделимой Грузии.
Осетинские государственные деятели давно предполагали возможность такого развития событий, и оно их серьезно беспокоило. «Каким образом будет решен вопрос Южной Осетии, сказать сейчас очень трудно, — заметил в самом начале кризиса председатель югоосетинского парламента Знаур Гассиев. — То, к чему пришли Путин и Буш, и будет реализовано».
Тогда он высказал мнение, что «вопрос сведется к федерации с Грузией», которая станет федеративным государством четырех субъектов с двухпалатным парламентом. Но «не столь важна форма (возможной автономии), сколь гарантии со стороны России». «Присоединение к России — мечта, федерализация Грузии — реальность… — грустно заметил Знаур Николаевич. — Иногда надо делать и то, что не нравится. Но здесь мне изменяет мой реализм, потому что я очень хочу, чтобы осуществился первый вариант».
Что касается американского президента, то, как отмечается в распространенном на днях заявлении официального представителя внешнеполитического ведомства США Адама Эрели, Вашингтон призывает «все стороны конфликта и партнеров по ОБСЕ воспользоваться позитивным импульсом, вызванным отводом (грузинских) войск, для налаживания эффективного переговорного механизма с целью политического урегулирования, которое сохранит автономию Южной Осетии в составе Грузии».
Отметим, что слова о югоосетинской автономии прозвучали в госдеповских заявлениях впервые. И, как добавил Эрели, администрация США поддерживает тесные контакты с Россией, Грузией и ОБСЕ. Стороны пытаются совместными усилиями поставить ситуацию под контроль, что позволит решать все спорные вопросы путем политического диалога.
Итак, Путин и Буш, похоже, договорились о югоосетинской автономии в составе Грузии. Всем-то хорош план, да имеет серьезные изъяны. Начать с того, что президент представил упрощенную, мягко говоря, трактовку проблем Абхазии и Южной Осетии. Дело не в лишении их автономного статуса. Проблема в том, что они не жили в составе грузинского государства ранее и не собираются начинать теперь. Включение этих республик в состав Грузинской ССР произошло помимо их воли.
Общеизвестно, что даже в советское время в Абхазии несколько раз проходили массовые акции протеста против такого положения вещей. Именно на исправление этой ситуации и были направлены все действия руководства автономий, как только история предоставила им такую возможность. В отличие от Грузии, в период распада СССР и Абхазия, и Южная Осетия прошли юридически безукоризненный путь создания собственной государственности. Эти страны провели референдумы, на которых население республик практически в полном составе высказалось за присоединение к России.
По мнению экспертов, путь, указанный российским и американским руководством, является очередным стратегическим просчетом. В случае его реализации, этот сценарий приведет к катастрофическим последствиям для Закавказья и Северного Кавказа. Вскормленная Соросом нынешняя грузинская власть, которую некоторые либеральные СМИ все еще пытаются представить «демократической», на самом деле является откровенно националистической.
В «Грузии для грузин» нет места национальным меньшинствам, о чем свидетельствуют все события последних месяцев в армянонаселенной Джавахетии, в азербайджанском регионе Квемо Картли, а также все происходящее с последними еще остающимися в Грузии осетинами. «Инородцев» изгоняют из государственных и коммерческих учреждений. У них отбирают землю и скот, лишая средств к существованию. Нередко и прямо угрожают смертью, вынуждая бежать из родных мест — именно это, вопреки тбилисской пропаганде, происходит сейчас с осетинами на грузинской территории.
После майского неконституционного отстранения от власти главы Аджарии Аслана Абашидзе грузинский парламент второпях принял закон о статусе аджарской автономии. Законопроект, не имеющий ничего общего с конституциями и уставами субъектов федерации федеративных государств, и оставивший в распоряжении Батуми лишь охрану общественного порядка да вопросы культуры и образования. Массовые аресты бывших чиновников Абашидзе, государственное вымогательство — взятки в обмен на свободу, разгром учреждений культуры мирового уровня (вспомним хотя бы единственный в мире Батумский детский оперный театр), открытый передел собственности — все это мало вяжется с традиционными представлениями о демократическом управлении.
Сотни подобных фактов не оставляют сомнений в том, как будут развиваться события в Абхазии и Южной Осетии в случае их возвращения в качестве автономий в состав нынешнего грузинского государства. Только, в отличие от Аджарии, в этом случае мы обрекаем на тбилисский государственный беспредел десятки тысяч российских граждан. Российские политики жестоко обманывают надежды тех, кто много лет назад сделал выбор в пользу России.
Подобные неуклюжие ходы в области внешней политики отдают печально памятной эпохой Козырева. Если кадровый состав российского МИДа с того времени несколько изменился к лучшему, то идейные наследники козыревщины — отвечающие за внешнюю политику чиновники администрации президента — остались на своих местах… Создается впечатление, что президент получает не всегда правильную и полную информацию о ходе событий. Эти «закулисные маневры» приобретают особое значение в рамках подспудно начавшейся предвыборной кампании 2008 года.