АПН: По вашему мнению, следует ли считать удачным выступление левых сил на прошедших региональных выборах?
Илья Пономарев, член Моссовета Левого Фронта:
На прошедших выборах можно сказать, что левых не было вовсе; равно как и можно сказать, что левыми были все. Действительно, все, включая «Единую Россию», примерно одинаково ругали власть; примерно одинаково обходили критикой фигуру президента. Фактически, шла борьба персоналий и региональных кланов. В этом смысле трудно говорить об однозначном соответствии между полученными отдельными партиями результатами и реальным отношением населения к ним как к федеральным структурам.
АПН: Многие говорят, что Партия пенсионеров (или новый левый проект на основе Партии жизни, "Родины" и Партии пенсионеров) может сменить КПРФ в нише ведущей левой партии. Так ли это, по вашему мнению?Илья Пономарев:
Однако если говорить о результатах тех, кого принято называть левыми в печати, то здесь очевидно следующее. Главной интригой этой серии выборов была проверка на прочность альянса РПЖ-Родина-РПП. Эту проверку «актуальные левые» прошли на твердую «пятерку», став вторыми по количеству полученных мандатов. «Родина» получила существенно меньше, чем могла; однако это было компенсировано резким ростом РПЖ (нащупавшей идеальную комбинацию: за Путина и за справедливость) и предсказуемо высоким результатом РПП. Теперь перед этой птицей-тройкой стоит задача не превратиться в лебедя, рака и щуку, выделив основные компоненты успеха и закрепив его при объединении, не потеряв при этом избирателя. Главной проблемой, конечно, будет инкорпорирование бренда «партии пенсионеров» - ведь именно он является наиболее притягательным для многих симпатизантов этого нового проекта власти.
Что же касается «старых левых» в лице КПРФ, то она вполне предсказуемо еще немного потеряла в поддержке. Скорее всего, такое медленное угасание продолжится на мартовских выборах; и ускорится к выборам в Госдуму в 2007 году. В этой ситуации все будет зависеть от решения Кремля: КПРФ можно будет без особых проблем выкинуть из парламента, равно как и оставить с результатом 7,5-9%. Первый результат привлекателен для Путина, который может гордиться тем, что добился того, что не удалось Ельцину; однако он будет означать возможную нестабильность, связанную с радикализацией настоящих левых, лишившихся своего громоотвода. Это простое соображение в условиях необходимости обеспечить плавную преемственность может спасти партноменклатуру КПРФ еще на несколько лет. Кроме того, на руку «старым левым» может сыграть еще и искренняя нелюбовь к Миронову целого ряда высокопоставленных сотрудников Администрации президента; да и «Единой России» проще иметь дело с ЛДПР и КПРФ, чем с объединенной РПЖ.
АПН: Есть ли шансы развития левого движения вне перечисленных выше "центров силы"?
Илья Пономарев:
Путь к созданию настоящих, а не опереточных левых только один. Этот путь лежит через радикальное оздоровление партийной системы как таковой. Необходимо избавиться от ложных брендов: от коммунистов, которые не коммунисты, от либерал-демократов, которые не либералы и не демократы, от правых, которые не правые, от центристов, которые не центристы. От всей той генетически модифицированной лапши, которую развешивают по ушам российских избирателей. Это можно сделать цивилизованным путем, изменив Конституцию; а можно подождать какое-то время, и тогда народ сделает это сам, и без оглядки на лживые буржуазные законы. Только вряд ли это понравится всем «игрокам политического процесса».