Сто дней — это не только плюс сто дней, но и минус сто дней нового президентского цикла. Они наступили и прибавились. Они же одновременно уменьшают число дней пребывания президента на своем посту.
В эти сто дней Президент Российской Федерации продолжил линию становления на пространстве России православной цивилизации. «У нас продолжается, — отметил В.В.Путин на встрече с Патриархом Алексием Вторым, — конструктивный диалог с русской православной церковью, и она является у нас не только инициатором обсуждения таких серьезных вопросов (1), но и помогает людям в повседневной жизни, морально поддерживает».
Подтверждается вывод, сделанный на ежегодных политологических чтениях РАГС о том, что после посещения осенью 2000 года Президентом Путиным Русского Дома и Русского православного кладбища Сент-Женевьев де Буа под Парижем произошло соединении времен. Свершилось восстановление и оформление христианско-православного Духа и культуры в контекст политического пространства и действия. Произошел запредельный и главный прорыв — покаяние за истребленный и уничтоженный коммунистической революцией Разум страны. Именно с этого момента институт президентства приобрел свою самодостаточность.
Президент понял Россию в ее величии и трагизме и с этой точки отсчета властвует по-президентски. Институт президентства становится отечественным. Он крепнет и модернизируется в то «осевое время», когда трудности движения по «историческому перевалу» необычайно велики. Еще Гюго писал: «Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией. Это закон последовательного перехода от единовластия к свободе».
Убежден, что этот закон на Сент-Женевьев де Буа был усвоен. Политическое время было реконструировано. Политическое пространство стало иным, нежели то, при котором возник и ранее развивался институт президентства в России. Демократической Россия является по конституции 93 года. По факту — Государство Российское строится в большей мере и степени на теократических основаниях. Маятник движения от социализма к демократии заменен. Движение идет от теократии к возможным и трудно создаваемым институтам государственности и суверенности. Оболочкой формализации этого процесса выступают закон и право, патриотизм и воля к власти.
Получается, становление президентской власти происходит на высших рубежах институциональных возможностей. Президент понимает, что, только предложив себе и стране оптимальную форму нравственности можно удержать целостность территории и безопасность страны. Только базовые человеческие ценности могут остановить казнокрадство, насилие и социальное шулерство, с огромной скоростью распространяющиеся в отечестве.
Занимая нравственную позицию искреннего переживания происходящего и поддерживая точный политический темп, Президент в первые сто дней второго президентского цикла столкнулся с двумя крайне неприятными событиями. Эти события могут повлиять, а может уже повлияли, на все дальнейшее его пребывание на высшем государственном посту. Я имею в виду брешь в национальном суверенитете, которую продемонстрировали ингушские трагические события 22 июня 2004 года и постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «О федеральном бюджете».
Первое событие показало возможность «взлома» силовых структур, что крайне опасно для любой власти. Второе событие, как явление торжества конституционной законности, показало глубокие изъяны бюджетного процесса. Конституционно-правовой процесс показал существенные изъяны «закрытой» парламентской деятельности и процедуры. Постановление Конституционного суда, по существу, предопределяет понимание нелегальности многих финансовых документов страны в 2002-2004 годах. Оно создает основание для проведения серьезнейшей проверки техники и технологии российского бюджетног процесса, включая парламентский и партийный.
В этой связи cкоропалительная реакция правительства и парламента в виде отмены льгот и замены их денежными компенсациями создает предпосылки для колоссальных финансово-материальных различий уровня жизни и потребления в регионах России. Это неизбежно вызовет мощные миграционные движения народонаселения. Это может спровоцировать ситуацию «разлома» отдельных слабых территориальных зон страны и поставить под вопрос целостность России.
Но замена льгот на компенсации — это не только техническая и финансовая процедура. Это изменение образа и стиля жизни населения, чей порог среднего уровня продолжительности жизни, к сожалению, неуклонно снизился в 2003 и в 2004 годах.
Получается, что, решив лично для себя вопрос добра и зла, президент получил ситуацию необходимости решения этого вопроса для всего населения. И хотя решение этого вопроса есть дело не человеческое, а дело Божье, следует ожидать некоторых итоговых концептов. Закон и сила власти с должными для них историческими обязанностями пока в России не справляются. И не справятся без опоры на нравственные императивы.
Публикации на тему «Сто дней Путина»
Алексей Невзоров: Сто дней до Ватерлоо
Павел Святенков: Сто дней тому вперед
Виталий Аверьянов: О путинском стиле боевых искусств