В 1920–30-е годы в Польше и Венгрии предпринимались попытки к созданию и развитию национал-католицизма, т.е. синтеза политического католицизма с национализмом. Национал-католицизм выступал и как одно из политических течений в Испанской республике и во франкистской Испании.
На почве православия таких попыток почти не предпринималось. Союзу русского народа, на мой взгляд, не хватало, как ни странно, русского национализма. Союз был скорее православно-монархической, чем националистической организацией. Румынской Железной Гвардии, наоборот, не хватало глубины православного мироощущения на фоне слишком уж радикального румынского национализма. О Харбине я, пожалуй, умолчу, а то я и так уже наговорил много лишнего.
Однако сегодняшние взаимоотношения русского национализма и русского православия гораздо более печальны, чем все то следует из приведенных выше примеров. Большая часть русских православных аполитичны по принципиальным соображениям. Они в основной своей массе чураются политики как дела грязного и не способствующего спасению души. К русскому национализму немалая часть русских православных относится с откровенным предубеждением.
Националисты, пожалуй, отвечают православным взаимностью. Среди идейных русских националистов не так уж редки откровенно антихристианские настроения. А те из русских националистов, которые причисляют себя к православным, довольно часто бывают скорее номинальными, чем практикующими верующими.
Попытки синтеза русского национализма и русского православия, в которых и я лично участвую в последние годы, такие как, например, Лига консервативной журналистики, отличаются пока не очень большой влиятельностью и исключительно интеллигентским характером.
Однако из этого положения дел есть одно важное исключение. Причем исключение, не подтверждающее правило, а, наоборот, опровергающее его. Я имею в виду Союз православных хоругвеносцев.
СПХ — организация достаточно влиятельная в православной среде и достаточно народная.
Хотя за последние годы я неоднократно принимал участие в совместных с Союзом политических мероприятиях, до недавнего времени мне не довелось участвовать в собственных мероприятиях СПХ.
Некоторое время назад я принял участие в молитвенном стоянии Союза, посвященном празднику Рождества Пресвятой Богородицы и 625-ой годовщине победы русского воинства на поле Куликовом. Должен сказать, что я был совершенно потрясен исключительно высоким уровнем политического богословия участников молитвенного стояния.
Мне сейчас не хотелось бы конкретно комментировать, что именно сказал каждый из выступавших. Отмечу лишь, что самыми интересными были выступления руководителя СПХ Леонида Донатовича Симоновича-Никшича и лидера Союза Христианского Возрождения Владимира Николаевича Осипова, которого я глубоко уважаю последние лет 30.
Попробую тезисно восстановить основные идеи.
1. Православие является не только верой, которую мы исповедуем, но и одним из важнейших факторов поддержки существования русского народа и русской нации. Иначе говоря, «мы русские, с нами Бог».
2. Это не отменяет того факта, что Россия является страной исторически многоконфессиональной, и в ней должны уважаться права традиционных конфессий.
3. Русские являются не только этническим большинством, но и становым хребтом, государствообразующим народом России. И в этом смысле — «Россия для русских». Однако этот тезис никак не отменяет того факта, что Россия не только для русских, но и для всех ее коренных этнических меньшинств, лояльных русскому народу.
4. Сегодня русский народ переживает достаточно тяжелую эпоху. Вполне понятны внутренние и внешние враги — олигархи, коррумпированные чиновники, этнические преступные группировки. Дело, однако же, в первую очередь не в разнообразных врагах и оккупантах, они как говориться, будут всегда, а в нас самих. Для того чтобы избавиться от наших врагов, мы в первую очередь должны измениться сами. Мы должны перестать быть теми людьми, которые допустили на свои плечи всевозможных паразитов.
5. И это значит, что в наших бедах мы должны винить самих себя, ибо, пока мы не изменим себя, не изменятся окружающие нас обстоятельства.
6. В этом смысле в конкретных преступлениях против русского народа, которые совершаются в последнее время в русских городах этническими преступными группировками в первую очередь виноваты предатели из нашей собственной среды, т.е. те русские чиновники и милиционеры, которые проявили корыстное попустительство к бандитам-инородцам.
Митинг принял обращение Генеральному прокурору России. Автором этого обращения является В.Н.Осипов. В обращении требовалось выявить и наказать лиц, виновных в том, что они прописали бандитов в городах, в которых впоследствии эти бандиты совершили свои преступления против коренного населения.
7. Защищать свою страну и свой народ наш долг не просто как патриотов, но и как православных христиан. Мы миряне, и этим все сказано. Мы понимаем роль епископата и священства в нашей Церкви и глубоко уважаем церковное священноначалие. Но это уважение никак не должно мешать нам исполнять наше собственное служение в Церкви, служение православных мирян.
Таково вкратце мое понимание политического богословия Союза православных хоругвеносцев. Я до сих пор нахожусь под сильным впечатлением от того молитвенного стояния Союза, в котором мне довелось участвовать. Лично я поддерживаю все те тезисы, которые услышал неделю назад на Пушкинской площади. И хотя, возможно, при более близком знакомстве с Союзом может оказаться, что я буду готов согласиться отнюдь не со всеми положениями, разделяемыми союзниками, но я не могу не подчеркнуть, что деятельность Союза представляет собой попытку чрезвычайно удачного синтеза умеренного русского национализма с русским православием, попытку, безусловно, заслуживающую всяческого уважения.