Случилось все это по окончании московских переговоров министров обороны России и Грузии Сергея Иванова и Георгия Барамидзе, подписавших протокол с обязательством грузинской стороны вывести свои военизированные формирования с территории Южной Осетии. «Ночная провокация имела целью предотвратить вывод этих формирований и полностью направлена на срыв мирного процесса», — отмечают югоосетинские парламентарии.
Тбилиси наращивает свою военную группировку по всему периметру югоосетинских границ. К ним подтянуты около семисот бойцов из числа подготовленных американцами грузинских «коммандос» (всего в зоне конфликта, по данным югоосетинской стороны, находится около пяти тысяч представителей грузинских незаконных вооруженных формирований). В том же направлении выдвигаются подразделения внутренних войск, усиленные бронетехникой, крупнокалиберными минометами, горными пушками, а также колонна Горийского танкового полка Министерства обороны Грузии. Попытка штурма Цхинвала и близлежащих населенных пунктов может быть предпринята в течении ближайших часов.
Официальный Тбилиси, естественно, обвинил в ночном инциденте Цхинвал. Вскоре — по всей вероятности, завтра — парламент Грузии примет специальное заявление в связи с событиями в «Цхинвальском регионе» (наименование Южной Осетии в разговорах тбилисских официальных лиц). Очень возможно, что речь в нем пойдет о немедленной интернационализации миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта. К этому призвал председатель парламентского комитета по внешним связям Константин Габашвили, заявивший, что «российские миротворцы себя дискредитировали».
А вчера председатель парламента Нино Бурджанадзе попросила «содействия в мирном урегулировании конфликтов с Южной Осетией и Абхазией» у находящегося в Тбилиси премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана. Тбилиси предложил Анкаре все ту же «интернационализацию» и контроль Турции за нарушением морской границы Грузии на ее абхазском участке. Эрдоган, конечно, согласился, отметив, что сложившаяся ситуация создает угрозу безопасности в регионе.
Энтузиазм Эрдогана понятен: Черноморское побережье и все Закавказье исторически были зоной геополитических интересов Турции. Конфликт российских и турецких интересов в регионе и был причиной многочисленных русско-турецких войн. И теперь Турция проводит свою политику, прекрасно отдавая себе отчет в том, что участие в миротворческих операциях в Абхазии и Южной Осетии усилит ее влияние в регионе и соответственно снизит влияние России.
Кстати, еще в середине июня турецкий посол в Грузии Диджле Копуз заявила госминистру по урегулированию конфликтов Георгию Хаиндрава о готовности Турции «активно подключиться к переговорному процессу по урегулированию грузино-абхазского конфликта», после чего отправилась в Сухум, где провела встречи с высшим руководством Абхазии. «Для Абхазии немаловажна позиция Турции по урегулированию грузино-абхазских взаимоотношений», — отметил в ответ абхазский премьер-министр Рауль Хаджимба. И это действительно так, в особенности если учесть наличие в Турции значительной абхазской диаспоры — потомков махаджиров, покинувших Абхазию в девятнадцатом веке.
Между тем из подчинения Объединенного командования Смешанных миротворческих сил по поддержанию мира в зоне конфликта вышел как раз грузинский миротворческий батальон, боевики (а как по-другому?) которого ночью открыли огонь по своим российским коллегам. «Какие это миротворцы», — заметил в сердцах о грузинах полномочный представитель президента Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев.
Характерно, что в Тбилиси и не подумали отрицать этот факт. «Грузинские миротворцы в первую очередь подчиняются своему грузинскому командованию, а часть наших миротворцев совсем не обязана подчиняться объединенному командованию», — заявил РИА «Новости» начальник генерального штаба вооруженных сил Грузии генерал-майор Гиви Иукуридзе. В связи с чем встает закономерный вопрос — живы ли еще мирные договоренности 1992 года, определяющие формат миротворческой операции в Южной Осетии и Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта? Похоже, вчерашние апелляции Сергея Иванова к решению всех проблем исключительно в рамках СКК катастрофически запоздали и напоминают процедуры гальванизации трупа в духе любимого филологами Эдгара По…
Развитие событий вокруг Южной Осетии за последние двое суток, в течение которых в зоне грузино-осетинского конфликта происходили ожесточенные перестрелки, приведшие к гибели и ранениям множества людей, доказывает, что возвращение к ситуации статус-кво, имевшей место до 31 мая, абсолютно невозможно. Тбилиси последовательно ведет дело к полномасштабной войне. Сведения о проникновении в зону конфликта грузинских незаконных вооруженных формирований поступали еще в самом начале нового противостояния, около полутора месяцев назад. Тогда же произошло и окончательное перекрытие доступа в анклавные грузинские села, расположенные за Цхинвалом, — ныне базы боевиков — для российских и югоосетинских миротворцев.
Но если грузинская сторона имеет свой план разрешения конфликта, которого жестко придерживается, то Россия демонстрирует полную беспомощность. Позиция Москвы сводится к увещеваниям кота Леопольда: «ребята, давайте жить дружно». Нагнетание обстановки в регионе фактически происходит руками российских миротворцев. И дело не в ограниченности их возможностей навести порядок в зоне конфликта, которых более чем достаточно — дело в позиции российского руководства, не решающегося предпринять более активные действия для нормализации обстановки.
Последовавшее после сегодняшней ночной перестрелки заявление представителя российского МИДа не вызывает у экспертов ничего, кроме чувства недоумения. В результате стрельбы грузин на поражение получили ранения более тридцати жителей Южной Осетии, подавляющее большинство которых имеют российские паспорта. Происшедшее — провокация против российских граждан, и расценивать это можно только так, однако комментирующий ситуацию Лощинин вновь заявляет о невозможности введения против Грузии каких-либо санкций.
Россия должна наконец определиться со своей дальнейшей политикой. Нужно или решиться на силовые действия, переформатировав миротворческую операцию по примеру осуществляемой в Абхазии (разделение конфликтующих сторон нейтральной зоной и обеспечение безопасности силами исключительно российских миротворцев). Или полностью вывести миротворцев и дать грузинам и осетинам возможность разобраться между собой, не подставляя ни наших военнослужащих, ни наших граждан под пули бандитов, дать отпор которым невозможно по «политическим соображениям».
Миротворческие операции, подобные югоосетинской, заканчиваются, как показывает опыт Косова, этническими чистками, на которые в конечном счете идет одна из сторон конфликта. Президент Грузии Михаил Саакашвили риторически называет одной из основных задач грузинских властей «обеспечение безопасности мирного населения конфликтной зоны, недопущение этнической чистки грузин и гуманитарной катастрофы в Цхинвальском регионе». Однако проведение этих чисток характерно все-таки для тех, кто первым открывает огонь и ведет его по мирным жителям.