Часть I. Система международной юридической интервенции
27 августа во французском городе Страсбурге произошло событие чрезвычайной важности, которое, однако, не привлекло большого внимания российских экспертов. И совершенно зря — речь идет о первом применении мощного механизма, способного определять судьбу как всего Российского государства, так и его высших руководителей.
Европейский суд по правам человека признал Россию виновной в нарушении «права на жизнь» чеченского боевика по имени Хаджимурат Яндиев, захваченного в плен во время боевых действий, а затем исчезнувшего в феврале 2000 года. Суд постановил также, что «Россия нарушила запрет на произвольные задержания и не предоставила Хаджимурату Яндиеву надлежащей судебной защиты, отказавшись провести должное расследование его исчезновения». А его мать «стала жертвой бесчеловечного обращения» со стороны российской судебной системы. Суд постановил, что эта система обязана выплатить ей денежную компенсацию.
Согласно материалам дела, «Яндиев Хаджимурад Сосламбекович, 1975 года рождения, проживал в Грозном; задержан и пропал без вести». Участник чеченских вооруженных формирований, Яндиев был ранен в ногу при выходе из Грозного и задержан 2 февраля 2000 года военнослужащими в больнице села Алхан-Кала в числе прочих раненых боевиков.
На видеозаписи погрузки задержанных в автобусы, находящейся в распоряжении правозащитного центра «Мемориал», есть эпизод, в котором офицер отдает приказ расстрелять Яндиева. Впоследствии он не значился в официальных списках задержанных. В дальнейшем родственники обращались в различные официальные инстанции, однако никаких сведений о нем получить не смогли.
На запрос «Мемориала» с требованием возбудить уголовное дело в ноябре 2000 года военная прокуратура ответила, что «труп Яндиева обнаружен не был, из видеозаписи не установлено, имел ли место вообще факт убийства, так как видеозапись такого факта не содержит... принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании ст. 5 п. 1 УПК РСФСР, за отсутствием события преступления».
Истица по делу, мать Яндиева Фатима Базоркина (именно от ее имени был подан иск в Страсбургский суд) опознала на пленке в раненом своего сына.
Она обратилась в прокуратуру, и уголовное дело об исчезновении было возбуждено прокуратурой Грозненского района 14 июля 2001 года по ст.126 ч.2 п. «а» УК РФ. В феврале 2004 года оно было закрыто ввиду «недостатка доказательств по делу».
В связи с этим Страсбургский суд постановил, что Базоркина «стала жертвой бесчеловечного обращения, принимая во внимание неопределенность, окружающую исчезновение ее сына». Он постановил, что Россия должна выплатить истице компенсацию в 35 тысяч евро.
Постановление по делу Яндиевых — первое постановление такого рода, принятое Страсбургским судом в отношении РФ. Первое в длинном ряду подобных решений международных инстанций, которые последуют в будущем.
Официально Европейский Суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour europеenne des Droits de l’Homme) является «международным органом, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую Конвенцию по защите прав человека и основных свобод», и его юрисдикция «касается всех вопросов, относящихся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц».
Россия также ратифицировала Европейскую конвенцию, что позволяет «всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации», в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Решения Суда обязательны к исполнению. Более того, за всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами — членами Совета Европы, решений Суда. В случае неисполнения страна подлежит различным санкциям, вплоть до исключения из Совета Европы. Государство, признанное виновным в нарушении Европейской конвенции, должно принять меры для предотвращения подобных нарушений в будущем (так называемые меры общего характера), то есть внести соответствующие изменения в свою правовую систему.
Конкретную сумму или форму компенсации, которую должен получить конкретный пострадавший, определяет Европейский суд. А Комитет министров Совета Европы контролирует процесс исполнения решений осужденным государством относительно недопущения подобных случаев в будущем. Оценки и рекомендации оформляются в виде резолюций. Когда будет сочтено, что конкретное государство приняло все необходимые меры, принимается резолюция об окончании исполнительной процедуры.
Но Страсбургский суд — это лишь звено в цепи хорошо продуманной и очень эффективной системы, которая позволяет европейскому сообществу влиять и на внутреннюю и на внешнюю политику иностранных государств.
Другими звеньями этой системы являются Международные трибуналы по военным преступлениям. Они учреждаются в случае, если «международное сообщество» посчитает, что в какой-то стране происходят систематические нарушения прав человека, военные преступления или просто убийство, геноцид, этнические чистки и т.п. Трибунал учреждается для рассмотрения конкретно дел каждой такой страны-нарушителя. В настоящее время действуют:
Международный Трибунал по Руанде International Criminal Tribunal for Rwanda. Главная задача: наказание преступников, виновных в совершении актов геноцида и иных серьезных нарушений международного законодательства в Руанде и в отношении граждан Руанды в соседних странах в ходе гражданской войны 1994 года. Создан Советом Безопасности ООН в 1994 году. Место работы: город Аруша (Танзания).
Международный Трибунал по Бывшей Югославии International Tribunal for the Prosecution of Persons Responsible for Serious Violations of International Humanitarian Law Committed in the Territory of the Former Yugoslavia since 1991. Главная задача: наказание лиц, совершивших военные преступления, акты геноцида и преступления против человечности во время войны на территории бывшей Югославии (1991–2001 годы). Он создан Советом Безопасности ООН в 1993 году и базируется в Гааге (Нидерланды).
Подобные трибуналы могут быть в любой момент и очень быстро созданы для рассмотрения «военных преступлений» или «преступлений против человечности» в любой стране. Основанием тут может послужить и решение Совбеза ООН (как в случае уже действующих Трибуналов), так и иных международных структур — Совета Европы, например. Главное — чтобы эта структура имела достаточно сил, что бы принудить считаться со своим решением.
Кроме того, суды некоторых европейских стран присвоили себе право рассматривать дела о «преступлениях против человечности», совершенные не только их гражданами, или против их граждан, но и иностранцами и против иностранцев, и на территории иных государств. В Бельгии в 1993 году был принят закон, допускающий рассмотрение в бельгийских судах дел о «преступлениях против человечности», даже если ни обвиняемый, ни потерпевший не являются жителями Бельгии. А генерал Пиночет был задержан в Великобритании в октябре 1998 г. по запросу испанского судьи Бальтасара Гарсона, который потребовал выдать Пиночета Испании для суда по обвинению в военных преступлениях. В 2004 году он же выдвинул против генерала обвинения в сокрытии доходов и отмывании денег, когда Пиночет был президентом Чили. Подобные законы, причем действующие и задним числом, опять же, в любой момент могут быть приняты любой страной ЕС, — и тогда приведения в жизнь соответствующих судебных решений будет добиваться вся мощь юридической системы Объединенной Европы.
Наконец в 2002 году начал работать самый эффективный институт данной системы — Международный Уголовный Суд International Criminal Court. Главная его задача: наказание физических лиц, виновных в совершении военных преступлений, актов геноцида и преступлений против человечности. Этот орган был создан на основе опыта работы трибуналов по Югославии и Руанде — фактически, он должен стать постоянным органом, рассматривающим такого рода преступления. Место нахождения: Гаага (Нидерланды).
На международной конференции, созванной ООН в 1998 году в Риме, был подписан так называемый Римский Статут, устанавливающий принципы и правила работы суда. Этот документ обсуждали представители 120-ти государств мира; из них только США, Израиль, Китай, Ирак, Катар, Ливия и Йемен проголосовали против создания Международного Уголовного Суда (точнее, США и Израиль позднее отозвали свои подписи под этим документом). Суд начал действовать 1 июля 2002 года, через 60 дней после того, как 60 государств стали участниками Статута посредством ратификации или присоединения. По состоянию на конец 2005 года Римский Статут был ратифицирован 100 государствами, еще 39 государств Статут подписали, но не ратифицировали.
Юрисдикции Суда подлежат лишь преступления, совершенные после 1 июля 2002 года. На тот момент Ирак был саддамовским, но именно отказ иракского диктатора подписать Римский Статут впоследствии очень помог сбросившим Саддама американцам: США, Великобритания и прочие союзники вторглись в Ирак в 2003 году. Поскольку США не участвовали в работе суда и не признавали его юрисдикции, американских солдат суд судить не вправе, — за исключением ситуации, если бы они совершали преступления на территории государства, признающего юрисдикцию Международного Уголовного Суда. Но поскольку старый Ирак ее не признал, а новый, проамериканский — тем более, то и действия американской армии в Ираке под его юрисдикцию не подпадают.
Суд уже начал расследование преступлений, совершенных в Демократической Республике Конго, Уганде и Дарфуре (регион Судана). В 2005 году Суд выдал первые ордера на арест лидеров террористической организации Армия Сопротивления Бога (оперирует в Судане и Уганде).
В итоге — на сегодняшний день мы имеем эффективную многоэшелонированную международную систему «защиты прав человека», которая позволяет наказывать за нарушение этих прав как целые государства и организации, так и отдельных представителей власти самых разных стран.
Механизм этот выстраивался неторопливо, но основательно. В результате возникла мощная система, которая дает возможность странам Европы прививать всему остальному миру европейские стандарты в области прав человека, внутренней политики и прочих гуманитарных материй. Или же навязывать скрытый контроль и влиять на внешнюю политику в интересах Объединенной Европы — скажут недоброжелатели.
Примечательна тут также разница в подходе к построению этой системы со стороны России и США. Российская Федерация активно участвовала в ее создании, подписала все соответствующие международные документы — и, соответственно, полностью подпадает под юрисдикцию международного юридического правозащитного механизма. В отличие от РФ, США препятствовали его созданию чем только могли — и сделали все от них зависящее, что бы ни американские граждане, ни само американское государство ни малейшим краешком не подпали бы под действие данной системы.
Эта разница в подходах тем более примечательна, что именно Россия становится одним из основных объектов воздействия новорганизованного правозащитного механизма. Уже сейчас по количеству жалоб в Европейский Суд по правам человека Россия бьёт все рекорды, последние 5 лет прочно держит по этому показателю первое место. По данным секретариата Европейского Суда по правам человека, ежемесячно из России поступает в суд в среднем около 1,5 тысяч жалоб, что составляет примерно 15% от общего числа поступающих в суд обращений из стран Европейского континента. Рассматриваются эти жалобы медленно, в среднем лет пять–шесть, — так что время массового вынесения вердиктов европейских судей приходит лишь сейчас. И повлиять на политику России они могут самым радикальным образом. Более того, есть все основания полагать, что это влияние уже ощущается во многих ключевых аспектах. Как именно — поговорим в следующей статье.