АПН: Недавно в Грузии прошли аресты пророссийских оппозиционеров. Их обвиняли в подготовке свержения правительства. Насколько вероятен переворот в Грузии?
Яна Амелина, обозреватель ИА «Росбалт»:
Ситуация объективно такова, что революция в Грузии сейчас невозможна. Для этого нет объективных оснований. Ситуация изменилась не в лучшую для России сторону, если сравнивать с тем, что было два года назад, сразу после революции роз. Народ признал Саакашвили как легитимного и харизматического лидера и сплотился вокруг него, Грузия сейчас уже не «провалившееся государство», идет процесс восстановления и усиления грузинской государственности. Идет укрепление властных и силовых структур. Грузинские власти сумели поднять престиж армии, это очень заметно. У нас подобного нет и в помине.
Однако экономическая ситуация в Грузии продолжает ухудшаться, в этом направлении не сделано абсолютно ничего.
АПН: Нет ли здесь противоречия? С одной стороны, государство укрепляется, с другой – экономика рушится?
Яна Амелина:
Почему люди поддерживают Саакашвили и его идею восстановления территориальной целостности, несмотря на ухудшение экономической ситуации? Очень просто – в Грузии действует 24-часовая геббельсовская пропаганда. Люди, особенно живущие не в Тбилиси (там хотя бы есть Интернет), полностью отрезаны от любых альтернативных источников информации. За последние два года отношение простых жителей Грузии к России и к русским кардинально изменилось.
Пропаганда убедила грузин, что виновником тяжкого экономического положения и вообще всего плохого является Россия, ведущая борьбу с Саакашвили. Поэтому так называемые «пророссийские силы», которые олицетворял Георгадзе, пользуются исчезающее малой (в районе одного процента) поддержкой населения. Естественно, не может быть и речи, чтобы эти люди возглавили силовое свержение действующей власти, это просто абсурд.
Другое дело, что не секрет, что Георгадзе, движение «Антисорос» пользовались организационно-методической и финансовой поддержкой из России. И если смотреть на эту ситуацию объективно, то нынешнем грузинским руководителям никак нельзя поставить в вину, что их терпение лопнуло и они решили прекратить поддержку политических партий из-за рубежа. И поделом, ибо Россия поставила абсолютно не на тех, кто мог сыграть какую-то роль в местной политике.
Обвинения в попытке госпереворота – бред, но «пророссийские» силы действительно спонсировались Россией. Как видим, никто не встал на их защиту, что доказывает, что они не имели поддержки в Грузии и Россия напрасно встала на их защиту.
АПН: Ваш прогноз результатов предстоящего референдума о независимости Южной Осетии? Как среагирует на него грузинское руководство?
Яна Амелина:
Очевидно, что итоги югоосетинского референдума будут такими же, как в Приднестровье. Подавляющее большинство граждан выскажутся за независимость Южной Осетии. Очевидно, что в Грузии этот референдум признают незаконным и не имеющим юридической силы. Есть также немалая вероятность, что для того, чтобы сорвать волеизъявление осетинского народа, Грузия осуществит ряд масштабных силовых провокаций против Южной Осетии, либо начнет войну. Однако она может ограничиться и непризнанием. То же самое сделают и западные государства. Таким образом, значение референдума для Россия будет в демонстрации стремления осетин в Россию. Решение о судьбе Южной Осетии, равно как и Приднестровья, будет приниматься в ходе переговоров России с влиятельными международными акторами (США и Европейским союзом).