АПН: Какие последствия для судьбы Приднестровья будет иметь референдум? Что изменится? Сможет ли Приднестровье вступить в состав России или это чистый "пиар"?
Роман Коноплев, директор информационного агентства «Лента ПМР»:
Последствия референдума — максимальное сплочение приднестровцев, которые в очередной раз подтвердили суверенитет республики, невозможность построения совместного с Молдовой государства, надежды приднестровского народа на Москву и Кремль. Приднестровцы воспринимают каждый прорыв информационной блокады вокруг непризнанной республики как победу в холодной войне, которую активно ведут против ПМР США и Молдова. Последняя, в свою очередь, подает сигналы России о скорой утрате статуса нейтрального государства, и проводит на своей территории совместные учения с солдатами блока НАТО, отрабатывая "зачистки сепаратистов".
Идея референдума важна в любом контексте — и в построении отношений с российскими элитами, и с точки зрения чистого «пиара», поскольку каждая секунда информации на российских телеканалах по проблематике ПМР отвечает интересам приднестровского народа. Тем более что по вопросам, вынесенным на референдум мнение приднестровцев однозначно. Оно сформировалось не вчера и не благодаря кремлевской политической машине. Приднестровье могло проводить подобный референдум хоть ежегодно в течении всех предыдущих лет государственности. Результат был бы одинаков.
Изменится ли ситуация с признанием результатов референдума российской элитой? В сердцах приднестровцев горит надежда. У сегодняшнего президента Путина есть шанс на красивый, достойный, мужественный поступок. Мы знаем, что власть Президента в сегодняшней России абсолютна. Возможно, этот высокий поступок совершит действующий Президент РФ. Хотя, я не исключаю, что он доверит это своему преемнику. Приднестровцам по большому счету не важны детали. Мы знаем настроения внутри российского общества, внутри всех фракций Государственной Думы РФ. По вопросу признания Приднестровья вся страна, вся Россия с нетерпением ждет Государевой Воли, чтоб исполнить ее и разрубить этот узел навсегда.
Ситуация сопоставима с некоторыми этапами первой чеченской кампании, когда генералы не отдавали вовремя приказа, и всё захлебывалось, кровавая вакханалия начиналась сначала. Пришло время для приказа по Приднестровью. Приднестровцы много раз разочаровывались в российской власти, но всегда надеялись и верили в Россию.
АПН: Как вы думаете, признает ли результаты референдума Запад? Какую политику он будет проводить в отношении республики после референдума?
Роман Коноплев:
Запад ни в коем случае не признает результатов референдума. Политика уничтожения русскоязычного анклава будет продолжена. Запад сегодня продолжает существовать в формате недавнего исторического прошлого. Страх перед русским танком и русским солдатом не проходит за полвека. Поэтому, следует понимать психологию западной русофобии и воспринимать ее как вполне естественную реакцию, хотя я лично не склонен считать ее здоровой и обоснованной. Сегодняшнее Приднестровье, да и Россия, не порождают межцивилизационный конфликт, не угрожают. Между нами и Западом разница минимальна, а общих ценностей и проблем - очень много. Тысячи приднестровцев работают в Европе, на личном уровне отношения между нами и европейцами гармоничны. Несмотря на одиозную подачу западными СМИ ситуации в ПМР.
Уверен, что в вопросах отношений с бюрократией Запада, касающихся признания ПМР, России, как крупному международному политическому игроку, следует проявить твердость и решительность в защите собственных национальных интересов, которым соответствует признание суверенитета независимого государства - Приднестровской Молдавской Республики.
АПН: Ваш прогноз развития ситуации вокруг республики?
Роман Коноплев:
Референдум очень нужен приднестровцам. Это как подача сигнала "свой-чужой" между самолетами. Вся страна зашла в кабинки, выразила свою волю и уже вечером, примерно после 18 часов, люди прямо на улицах, порой совсем незнакомые, поздравляли друг друга с ПОБЕДОЙ. При этом никому не нужно было уточнять с победой "кого" над "кем". Образ врага также вполне конкретен, и не требует дополнительных объяснений. Нужно было видеть радость приднестровцев в вечер Референдума, когда автоколонна ММК "ПРОРЫВ!" на всей скорости двигалась по городу, украшенная российской и приднестровской символикой. Как восторженно приветствовали ее люди, как реагировали на российский триколор. Эту любовь к России невозможно ни подтасовать, ни купить ни за какие за деньги.
После окончания референдума приднестровский народ будет и дальше трудиться, не ожидая манны небесной. И, конечно же, продолжит, как все 16 лет государственности, ждать. Пока, наконец, Кремль не проявит политическую волю к официальному признанию суверенитета ПМР как верного, ничего не требующего взамен, стратегического союзника России в регионе, и проводника национальных интересов Российской Федерации. Следующий ход - за Кремлем.