Вы и убили-с?

За пять лет, прошедших со дня нападения зловещих азиатских шайтанов на Америку, на нас обрушился целый идеологический водопад, посвященный «войне с терроризмом». Образовалась целая толпа заклинателей, бесперебойно вещающих о неизбежном столкновении цивилизаций, могуществе врага, пребывающего «везде и нигде», а также и о кошмаре исламской угрозы.

Все эти «консервативные аналитики» из США, граждане Израиля, а с ними и бывшие советские граждане 1970-х, настрадавшиеся от истмата и диамата, и сделавшиеся потому запредельно «правыми», говорят примерно следующее. Хрупкий мир белых людей в опасности, вот-вот придут кровожадные орды, не только бескультурные, но и по определению неспособные ассимилироваться или развиться. Дикари и фанатики, они обратят благополучие Запада в мусульманский концлагерь — если только «иудеохристианская цивилизация» (их любимое выражение) не найдет в себе достаточно сил, чтобы расстаться, наконец, с либеральными химерами и… и… здесь воображение подсказывает только фигуру Адольфа Гитлера, с «иудеохристианской» откровенностью шагающего по разноцветным варварским трупам.

Впрочем, о Гитлере честно говорят только самые радикальные приверженцы «мужества и антитеррора». Более умеренные, напротив, любят поговорить о Черчилле, о Второй мировой войне и недопустимости «Мюнхенского сговора». Так или иначе, мир гибнет, «Аль-Каеда» объявила нам войну, а предатели-леваки — пятая колонна, которую давно пора обуздать.

К счастью, эта примитивная логика, временами граничащая с истерией, не выдерживает никакой критики.

Для начала, сам разговор об «иудеохристианской цивилизации» является абсурдным. Христианская культура не имеет ничего общего с теми, для кого Спаситель не существует, а интересы «Запада», если вообще можно говорить о таком расплывчатом явлении, вовсе не совпадают с проблемами Израиля, которые он вечно пытается решить за чужой счет. Да, израильтяне ведут бесконечную и бессмысленную войну, все больше и больше настраивая против себя арабскую улицу, — но их затея втянуть в нее весь мир вряд ли будет успешной. Далее, не слишком понятно, почему те или иные регионы или выходцы из них объявляются имманентно дикими и не подлежащими никакому изменению варварами, врагами и «фанатиками».

Концепция «цивилизаций», обреченно противостоящих друг другу, принципиально антиисторична — и вовсе не в том, что касается далеких эпох. Нет, нам предлагается забыть о событиях даже 1950-х и 1960-х, когда, на волне антиколониализма и социализма, арабский мир не имел ничего общего с теми картинками из жизни кровожадных шайтанов, которые нам демонстрируются теперь. Безусловно, «рыночная» и неолиберальная ортодоксия вынуждает провозгласить социальное развитие невозможным, а всех, нуждающихся в нем — сумасшедшими или чертями, но любой, кто даст себе труд разобраться в истории вопроса, увидит, что новейшее мракобесие — прискорбный феномен, привнесенный в исламские страны религией «рынка», в то время как еще тридцать лет назад появление «Аль-Каеды» было сложно представить.

Наконец, существуют и большие подозрения сиюминутно-политического толка — ибо характер «войны с террором» уж слишком подозрителен. Фундаменталисты, то и дело выступающие с гневными видеоклипами, делают это ровно в те моменты и в той стилистике, которая больше всего выгодна американцам. Более того, их нахождение «непонятно где», их странная полуанонимность и коварный ореол в стиле фильмов о Джеймсе Бонде резко контрастирует с настоящими врагами США, будь то Иран, Хизбалла или (в свое время) Саддам. Настоящий враг имеет «паспорт и прописку», он охотно использует государство и ведет реальные войны — и только «мировой терроризм» придерживается виртуальных технологий и пугает человечество строго в целях дальнейшего преуспевания Буша и Чейни.

Как тут не вспомнить о том, что все нынешние «фанатики» были выращены все теми же Штатами для борьбы с СССР?

Нельзя забывать и о том, что кивая на терроризм как на угрозу номер 1, Америка и ее союзники совершают своего рода саморазоблачение — ведь хорошо известно, что история терроризма намертво переплетена с историей спецслужб, а бомбисты разных эпох — с провокаторами и жандармами. Поневоле многие начинают думать о том, что 11 сентября — не столько наступление «сил зла» на «силы свободы», сколько провокация, рассчитанная на внешний эффект и «сплочение вокруг родного правительства».

Надо сказать, что за те же 5 лет «теория заговора» набрала ничуть не меньше поклонников, чем «теория войны цивилизаций». Демонстранты на Юнион-сквер в Нью-Йорке, европейские левые или отечественные мыслители от Гейдара Джемаля до Дмитрия Галковского — все они солидарны в том, что происходящее на ниве террора есть зловещая игра «под маской», расходятся только версии о том, кто именно приводит в действие «адские машины» и прикрывается игрушечной «Аль-Каедой». В этом качестве называются и ЦРУ, и вашингтонские неоконсерваторы, и Англия, и «некоторые европейские круги», и все тот же Израиль.

Есть и фильмы, и книги о том, что и самолет в Пентагон не врезался, и небоскребы упали неизвестно отчего, etc. Считать, что весь мировой «антитеррор» сводится к проискам мистера Чейни, стало хорошим тоном — тем более что за эти 5 лет США сильно прибавили себе ненавистников. Но, увы, «теория заговора» хромает не меньше, чем благородная ярость ее антиподов — защитников загадочного «иудеохристианства». Не вдаваясь в технические подробности падения самолетов (ракет, небоскребов), возразить им хочется примерно следующее. Да, нравственное состояние правящей администрации США таково, что от нее можно ждать не то что «самоподрыва» в духе 11 сентября, но и вполне полноценного Апокалипсиса. Однако если мы принимаем Чейни и Ко за дьявольски изощренных злодеев, искусно срежессировавших теракты и все за ними последовавшее, мы должны сделать и следующий логический ход: коль скоро они так виртуозны, и террористическое действо — лишь театральная постановка известного авторства, их политика должна побеждать по всем фронтам. Но вот именно этого мы и не видим. Иными словами, «если ты такой коварный, то почему ты такой неудачливый?». А ведь предполагаемые авторы «самоподрывов» терпят поражение за поражением — завязли в Афганистане, завязли в Ираке, не имеют сил на укрощение Ирана, относительно пассивны в Латинской Америке, погрязли во внутренних скандалах вроде «дела Либби». Как-то не похожа эта хроника нарастающих провалов на триумфальное шествие того «Доктора Зло», которого в американских властях разглядели конспирологи.

Остается предположить, что террористическая коллизия в действительности намного банальнее ярких сценариев «Войны Добра и Зла» у правых или «империалистического заговора» у левых. Да, пресловутые «фанатики и террористы» и в самом деле существуют — но движет ими вовсе не «изначальная агрессия ислама» или «всевидящее око Вашингтона», а банальная энергия разрушения расчеловечившегося, деградировавшего социума, лишенного надежд на развитие и равномерное процветание. Да, те или иные представители спецслужб наверняка состояли в связи с авторами 11 сентября — но связь эта далеко не тождественна коварной режиссуре, иначе нам пришлось бы утверждать, что реальными организаторами терактов, совершенных Азефом и Ко, были непосредственные сотрудники царской охранки. Так и со злополучным «империализмом» — он и правда рвется пасти народы, но выходит это крайне скверно, и скоро перестанет выходить вообще. Неразумно было бы и отрицать существование «исламской цивилизации» — но также мы знаем, что несколько десятилетий деятельного, а не политкорректного социализма способны изменить даже самое отсталое сообщество.

Нет сомнений в том, что нам приходится жить в эпоху деградации, упадка и нарастающего варварства. Но вот искать «автора», приписывать все текущие бедствия какой-то одной, сознательной силе, будь то азиатские шайтаны или вашингтонские ястребы — самый неразумный выход из того затруднительного положения, в котором мировая политика пребывает в эти невеселые 5 лет.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram