Известие о том, что в предстоящем шоу Мадонна спустится на сцену на кресте, вызвало бурю негодования церковных сообществ и верующих кругов.
Эмоции — в диапазоне от вполне логичного «она оскорбляет чувства верующих» до средневеково-пафосного «не могу произносить имени этой ведьмы вслух» — захлестнули теле- и радиоэфир. Звучали требования запретить.
Ответом был холодный душ со стороны записных либералов: и что «церковь не тем озаботилась», и что «есть вещи и поважнее», и что «в свободной стране запретить в принципе ничего нельзя», и — растиражированные по всему городу афиши: «Прорвись на концерт Мадонны!».
Мадонна — это брэнд, а брэнды никто не запрещает. Их лишь перекупают или поглощают конкуренты.
Кстати, по поводу последних она ничуть не беспокоится, отвечая на бестактные напоминания журналистов о наступающих ей на пятки юных девах улыбкой сфинкса и высказываниями вроде: «Что с того, что они есть? Они тоже состарятся, покроются морщинами и умрут».
Подобные речи, если расценивать их не в бытовом, а каббалистическом ключе, — не женская злоба, а простая констатация факта. С точки зрения каббалистов, в мире существует 600 000 душ, которые постоянно переселяются из умерших тел в новорожденные, до тех пор, пока не достигнут «высшей степени просветления» и не сольются с «общей душой».
О том, что провокация — основной пиар-ход этой исполнительницы, известно даже ее малолетним фанам. Именно она в начале 1980-х, сыграв на смешении сакрального с мирским, запустила и растиражировала знаменитый образ «мега-блудницы» со сценическим псевдонимом Святая Дева. И, прозвучав длиннющей матерной тирадой на фоне робких эвфемизмов грудастых кумирш дальнобойщиков в драной джинсе, заняла первые места в рейтингах хит-парадов.
Чуть позже Мадонна сняла клип на свою песню «Like a Prayer», в котором католические символы перемежались с привычными для певицы эротическими сценами. Как и было задумано, клип вызвал бурную реакцию со стороны Ватикана, который призвал бойкотировать богохульные песнопения.
Уже в 2003-м, когда все её ровесницы стыдливо маскировали следы хирургического скальпеля на лицах и телах, она снялась в клипе, где она буквально молодела на глазах благодаря уколам ботокса.
Она — автор эпатажных опусов «Секс», «В постели с Мадонной», — и поучительных сказочек для детей вроде «Лотса — тугой кошель», в которых говорится о сомнительности богатства как жизненной ценности. (Очень своевременно, кстати, давно пора бы начать объяснять.) Она миллионерша, увлекавшаяся поочередно то буддизмом, то даосизмом, то Каббалой…
Она — тот самый «American Idol», любящий рассуждать о суетности «American Way of Living»:
«Все, что я делаю, происходит не от желания шокировать, а просто потому, что я артистка, которая постоянно экспериментирует. Однажды, беседуя с Норманом Мейлером, мы вместе пришли к выводу, что как только артист теряет спонтанность в своих поступках, он становится мертвецом в профессии», — признавалась она в одном из своих интервью.
Общеизвестны факты ее биографии: происхождение из многодетной религиозной семьи, обучение в католической школе, заброшенная учеба в университете, совсем уж в духе классики жанра « American Dream», переезд в Нью-Йорк из провинции с 30 долларами в кармане и пришедший наконец, через тернии и десятилетие, успех.
Успехом стал альбом «Like a Virgin» 1984 года. Тогда же оформились образ и легенда: плохая девчонка, сбежавшая от монашек-наставниц, чтобы, обрядясь в остроконечный бюстгальтер, дрыгаться в ритме нахального электропопа.
В 1985-м Мадонна выходит замуж. Семейная жизнь с Шоном Пенном в стиле «дети рок-н-ролла», приправленная ссорами, пьянками и мордобоем, становится дежурной темой американских таблоидов. Она осваивает технику бокса, разводится и продолжает работать, играя на Бродвее в постановке Дэвида Мамета «Speed the Plow».
Апогей ее скандальной карьеры приходится на 1992: она нещадно эксплуатирует излюбленный образ, заваливая потребителя новой продукцией: фотоальбом «Sex» с подзаголовком «я научу вас трахаться», альбом «Erotica», роль в фильме «Body of Evidence».
Во время мирового турне с песнями из этого альбома Мадонну осаждали разъяренные пуэрториканцы, чей флаг она сжимала между ног во время выступления в их стране, а также евреи, которым вообще не нравилось ее появление на Святой земле.
Но время детей рок-н-ролла проходит и дьяволицы приедаются. Американский истэблишмент хочет питаться соевыми бобами, любить животных и смотреть мелодрамы с Джулией Робертс и Хью Грантом. Дальнобойщики всего мира оттирают со стекол своих трейлеров следы постеров Сабрины и Саманты Фокс.
Мадонна, сколотившая к тому времени огромное состояние, начинает брать уроки вокала, увлекается йогой и, в лучших традициях богатых феминисток, рожает ребенка от инструктора по оздоровительной гимнастике, с тем, чтобы потом не пускать его на порог. Она не стареет и не подсыпает перца, таблоиды публикуют ее диеты, состоящие из неочищенных злаков и овощей, Кортни Лав называет ее «обуржуазившейся вампиршей». Мадонна не обижается: «Бедная девочка, она протестует против истэблишмента и льет слезы, скупая сумки в самых дорогих бутиках Америки и Европы».
В 1998-м, после выхода альбома «Ray of Light» она опять заставляет заговорить о себе. Её новые увлечения: мистика, Каббала и санскрит, а также суммы, которые она жертвует на открытие каббалистических школ в Нью-Йорке, вновь пробуждают к ней интерес. Мадонна пришла к осмысленности, пишут критики.
Увлечение Каббалой если не общее место, то устойчивая модная тенденция для женской половины американских поп- и кинозвезд. Разобраться в древнееврейском мистицизме пытались Деми Мур, Вайнона Райдер, Барбара Стрейзанд и даже Бритни Спирс. Мадонна пришла к нему через увлечение другими восточными философиями и практиками.
«Это больше чем философия и религия», — признавалась певица, — «Каббала помогает отстраниться от внешнего хаоса и познать себя на очень глубоком уровне».
Надо заметить, что сами каббалисты позиционируют свое учение как науку, не имеющую к религии непосредственного отношения. А потому ни о культе целомудрия, ни об осуждении блуда здесь просто не идет речи, как не говорится об этом в учебнике по математике или анатомии.
Каббала разделяет весь комплекс человеческих желаний на пять уровней: первичные желания — секс, еда (сказано: «Любовь и голод правят миром»). Второй уровень — стремление к богатству. Третий — стремление к власти и славе. Четвертый — жажда познания, и пятый уровень — стремление к духовному идеалу, к Творцу.
Слово «Каббала» переводится с иврита как «наполнение»; ее методика — последовательная реализация (букв. «наполнение») всех возникающих желаний на каждом из указанных этапов развития личности. Потребность в сексе — такая же естественная вещь, как потребность в еде, и удовлетворять ее — не зазорно.
«Каждое новое возникающее желание — это развитие восприятия мироздания. От уровня «животных» желаний человек переходит на «человеческий» уровень, и затем, постепенно, начинает ощущать свою потребность в высшем знании», — пишет Михаэль Лайтман в книге «Что такое Каббала».
Другой постулат каббалистов — это изначальная заданность «характеристик» каждой конкретной души: в каждом человеке есть весь набор свойств — как высоких, так и низменных, но они у разных людей представлены в разных пропорциях. Моральных норм «в чистом виде», по Каббале, не существует, поскольку все наши действия суть вынужденные, иначе говоря, спровоцированные свойствами нашей души, и свобода воли реализуется по мере вхождения в высший мир, т.е. по мере роста духовности.
Действуя в этой системе координат, Мадонна уже «наполнила» первые три уровня развития желаний, достигнув славы, и развивается дальше. То есть ничего предосудительного она не делает и вообще делать не может.
В 2003-м Мадонна, добропорядочная мать двоих детей, отошедшая от сексуально-клерикальных завлекалок, решается на провокацию политического свойства. Она снимает клип на песню « American Life», в котором бросает в Буша гранату. Клип, разумеется, снимают с эфира в последний момент.
«Вся наша жизнь — это сплошное реалити-шоу в стиле «American Idol». Я поняла, что «американская мечта» достижима только тогда, когда в ее основе лежат чистые намерения. Или же она заводит вас в тупик. Много денег, много славы, много того-сего, и ты запутываешься в приоритетах. Начинаешь ценить неправильные вещи. Люди хотят быть известными и даже не знают, ради чего. Если ты не знаешь, как использовать ту власть, которую тебе даёт известность, ты просто зря потерял время», — заявила она вскоре после выхода альбома.
Новый виток осмысленности показался общественности слишком тяжеловесным. Антимилитаристский хип-хоп под названием «American Life» стал самым неудачным сборником. Певица тут же «исправилась», сев на любимого конька: крепко поцеловала Бритни Спирс на церемонии вручения наград MTV, в очередной раз ввергнув в дежурный шок примерных домохозяек.
Каббалисты убеждены, что помимо пяти чувств существует еще и шестое, то самое, которое позволяет человеку открывать душу и разум для восприятия высших миров и того, что там происходит. Что касается самой поп-дивы, то её «шестое чувство» — безошибочное чутье конъюнктуры рынка — по всей видимости, не подводит ее никогда.
Вот почему перформанс под названием «Мадонна» длиною в четверть века счастливо продолжается и по сей день.
В рамках турне 2006 Мадонна будет спускаться с потолка, распятая на огромном, инкрустированном алмазами и стразами «Сваровски» кресте стоимостью 8 млн. долларов. В присутствии христианской символики в своем шоу она не видит ни малейшего противоречия: «Я не безбожница, я праздную Рождество и Пасху. Но я изучала и индуизм, и буддизм, и даосизм. В основе всех религий лежит общее начало», — говорит она.
Что это за символ и что она во все это вкладывает, остается только гадать. Пытается ли эта скандально известная звезда ассоциировать себя с «тринадцатым апостолом» и «женой Бога» Марией Магдалиной — вослед безумной фантазии, легшей в основу бестселлера Дэна Брауна? Или Мадонна решила тряхнуть стариной, вернувшись к удачно сыгравшему когда-то образу «канонизированной распутницы», пнув, при случае, ценности и символы, которые наскучили в католической школе? Или «распятие» на инкрустированном дорогими камешками кресте — символ её протеста против зажравшегося мирового истэблишмента, против всех этих «духless» и «Godless», скупающих сумки и интерьеры из последних коллекций?
В любом случае, церковным сообществам не о чем беспокоиться: на кресте казнили не только Христа, на нем казнили всех в эпоху римского Принципата…