В последние дни активизировалась дискуссия о том, что России следует направить своих миротворцев в Ливан. Выбор вариантов действий в этом вопросе совсем неоднозначен. Недавнюю ближневосточную войну только на первый взгляд удалось завершить благодаря усилиям мирового сообщества. На самом деле для специалистов-международников очевидно, что мы имеем дело не с финалом конфликта, а лишь с антрактом пьесы, в которой актеры лишь временно покинули сцену.
Версия начала военных действий, причиной которых якобы стало похищение двух военнослужащих армии Израиля сторонниками движения «Хезболла», не выглядит убедительной. Плененных солдат, наверное, можно было выручить, не тратя миллиарды долларов и сотни жизней. Никто ведь в здравом уме не поджигает дом, чтобы отыскать потерянную запонку.
Аргумент же о необходимости избавить Израиль от угрозы запуска ракет также весьма сомнителен. Ведь до нынешнего конфликта обстрелы израильской территории проводились по большей части самодельными ракетами «Кассам», запускавшимися арабами-палестинцами отнюдь не из Ливана. Действительно массированные обстрелы с передвижных ракетных установок «Хезболла» проводила уже в ходе начавшихся военных действий.
Да, эти обстрелы были прямой угрозой безопасности Израиля, и с чисто военной точки зрения последний был кровно заинтересован в том, чтобы «очистить» сопредельные с собой районы южного Ливана от пусковых ракетных установок. Но ведь объектом агрессии Израиля стала отнюдь не только эта территория. Удары наносились по всей инфраструктуре Ливана: бомбили дороги и мосты, аэропорт, топливные хранилища, жилые кварталы.
Что касается военного аспекта, то трудно однозначно осуждать действия ракетчиков «Хезболлы». Ведь они воевали с заведомо более сильным в техническом отношении противником. Их ракетные установки – это оружие полувековой давности, основную энергию они расходовали для доставки снаряда до цели. Сам же заряд из-за этого был небольшим по своей мощности, поэтому-то, а также в силу отсутствия современных высокоточных средств наведения на цель, ракеты «Хезболлы» по большому счету не причинили Израилю сколько-нибудь серьезного урона.
Иное дело - израильские ВВС, сбрасывавшие мощные бомбы на выбранные объекты в любой точке Ливана, находясь при этом в полной безопасности, поскольку современных надежных средств ПВО, которыми их могли бы сбить, у «Хезболлы» не было. Это как если бы стрелок из винтовки состязался с лучником: техническое превосходство давало огромную фору.
Кроме того, нельзя забывать, что в войне участвовали принципиально разные по статусу противники: с одной стороны, - мощь армии государства Израиль, а, с другой, - фактически иррегулярные, хотя и подготовленные к боям группы боевиков «Хезболлы». Регулярная армия Ливана бездействовала. На их страну напали, их сограждан разрывали в клочья бомбы и снаряды израильтян, а ливанские военные спокойно наблюдали за этим. Господь им судья. Они выполняли приказ, отданный политическими лидерами Ливана, которые в силу происшедших за последние полтора года перемен очевидно уже смирились с ролью подручных по претворению американского плана строительства «Большого Ближнего Востока». Вдумаемся в этот факт: армия суверенной страны отказывается выполнять свое предназначение, действуя в пользу заокеанских стратегов. Это ведь еще круче, чем американская операция по организации оранжевого майдана в Киеве.
Именно в особенностях американской политики, как нам представляется, и кроется разгадка новой ближневосточной войны. Сначала американцы, воспользовавшись странной гибелью популярного местного политика, поощряют внутреннюю смуту в Ливане, организуют переход власти к прозападным ливанским элитным группировкам. Затем по их указке новое правительство решается на вывод из Ливана сирийского военного контингента, обеспечивающего относительную внешнюю безопасность этого маленького государства. Одновременно периодически Вашингтон инициирует одну за другой кампании против иранского и сирийского руководства, недвусмысленно угрожая применить к ним все меры, вплоть до силового воздействия.
Могут спросить: причем здесь Сирия и Иран? Дело в том, что обе эти страны, хотя и не являются союзниками, и вообще принадлежат к разным этническим, конфессиональным и политическим кластерам (Сирия – арабская, суннитская, светская страна, а Иран – в основном шиитская, персо-тюркская, клерикальная страна), тем не менее, во-первых, играют огромную роль в ближневосточной политике как крупные региональные игроки, и, во-вторых, не считают необходимым во всем следовать в фарватере Вашингтона, а, как раз наоборот, активно выступают против инициатив Белого Дома.
Поэтому, если предположить, что нынешняя война Израиля против Ливана была затеяна с целью нанести удар не столько по «Хезболле», сколько по Сирии и Ирану, то многое становится понятным. Не секрет, что движение «Хезболла» - шиитское и имеет обширные связи с Тегераном, в том числе воспроизводит свойственную иранскому руководству радикальную антиизраильскую и антиамериканскую риторику. Циничное вторжение в Ливан, по всей видимости, преследовало цель спровоцировать Сирию и Иран на открытое вмешательство в этот конфликт на стороне противником Израиля. Тогда у американцев оказывались бы развязанными руки: Дамаск и Тегеран обвинили бы в поддержке «исламских террористов», и, ради «восстановления мира», в ход была бы пущена уже военная машина Соединенных Штатов.
Собственно в пользу этой версии уже появились несколько публикаций в самих Соединенных Штатах. Несколько американских экспертов утверждают, что план военной кампании против Ливана был разработан США и Израилем еще до захвата израильских солдат «Хезболлой». Недавно в одном из американских журналов, специализирующемся на военной тематике, была опубликована весьма примечательная карта нового «Большого Ближнего Востока». На ней Ирак, Иран и даже Саудовская Аравия и Пакистан очерчены в совсем непривычных границах. Они разделены на несколько самостоятельных государств. Вероятно, ливанская кампания всего лишь являлась шагом в этом «географическом» направлении.
Надо сказать, что американцы в принципе верно рассчитали, что война против Ливана не вызовет чрезмерно бурной реакции в арабском мире. Так ведь и произошло. В очередной раз арабский мир продемонстрировал, что этническое единство – это фантом, и на его основе реальной политики не делается. Ведь богатые арабские страны не высказали своей поддержки борьбе «Хезболлы» против оккупантов, суннитские улемы, к тому же, запретили своим мусульманам молиться за победу «Хезболлы». Даже политического давления на Израиль, не говоря уже о военной помощи Ливану, арабы не оказали. Израильские коммандос захватывали больницы, бомбили школы, а многомиллионный арабский мир смотрел на это на экранах своих телевизоров. Конечно, они готовы дать деньги на восстановление Ливана, но разве такая позиция не играет объективно на руку Соединенным Штатам?!
Если бы арабы вели себя иначе, «Хезболла» бы подбила куда больше танков противника и военных кораблей. Когда 14 июля находившийся в 16 километрах от ливанского берега израильский корвет «Ханит» был поражен выпущенной с побережья ракетой, унесшей жизни всего четырех моряков, израильские военные, судя по сообщениям СМИ, испытали шок. Ведь поразить на таком удаленном расстоянии одиночную цель из «Катюш» (так именуют в СМИ установки «Град»), находящихся на вооружении «Хезболлы», было невозможно. Но, как оказалось, у последних имелась противокорабельная крылатая ракета С-802 китайского производства, дальность полета которой достигает 120 километров. Она и вывела из строя израильский корвет.
В этом смысле США и Израиль просчитались. «Хезболла» сумела организовать неожиданный отпор. Шейх Насралла и его сторонники празднуют победу, хотя на самом деле о ней говорить не приходится. Пока в драме наступил тайм-аут. Стороны конфликта разошлись и анализируют произошедшее. Не вполне ясно еще, насколько глубоко будут задействованы силы ООН, какой мандат они получат. Ведь в прошлом голубые каски уже квартировали на юге Ливана, и ничего, кстати, не смогли предпринять, когда Израилю вздумалось пойти тогда войной на Ливан. Посты ООН просто изолировали, военные колонны израильской армии обошли их стороной.
В этих условиях полагаю, что России не следует посылать своих миротворцев в Ливан: это не тот случай, когда можно рассчитывать на получение уважения или политических дивидендов от этого шага. К сожалению, Москве сейчас трудно занимать какую-либо четкую позицию в отношении ближневосточного конфликта. Клубок как внутриливанских, так и арабо-изральских противоречий чрезвычайно запутан, а в нашем случае еще и осложнен иранским фактором. В случае нового кризиса российские военные могут оказаться «крайними»: от них будут ждать решительных действий, на которые у них не будет полномочий. Наши же дипломатические позиции все же недостаточно сильны. Поэтому чрезмерная активность здесь может скорее навредить долгосрочным интересам России. Но вот того, чтобы активно добиваться остановки агрессии, военных действий, неприкрытого вмешательства во внутренние дела суверенных государств Ближнего Востока, нашей дипломатии ничто не мешает. И союзников при таком подходе можно найти без особого труда. На самом деле, уже одна только эта линия во внешней политике, если она будет проводиться жестко, может остудить горячие головы сторонников «Большого Ближнего Востока». Но только на некоторое время…
По материалам АПН-Казахстан.