Признаюсь, уже поднадоело читать и писать о проводимых разномастными холуями экономических мероприятиях. Вернее даже сказать — не о проводимых мероприятиях, а создании видимости кипучей деятельности, позволяющей еще какое-то время продержаться на своих местах и получить дополнительную часть коррупционно-бюрократической ренты, снимаемой сегодня всеми, кто хоть как-то приближен к власти. Обсуждаемый ныне бюджет — последний для абсолютного большинства участвующих в его принятии и распределении. Какая там страна — в следующем году дембель! Любой дембель подтвердит, что перед увольнением больше всего волнуют две вещи: дата приказа и величина денежно-вещественных пожитков, предназначенных для начала гражданской жизни.
Бюджет России на будущий год, оказавшийся в заложниках у горстки депутатов и чиновников, потому и дембельский, что многим из них в следующем году предстоят думские выборы, а иным — смена места работы (или жительства) после воцарения нового президента или премьерской рокировки. Бюджет-2008 разработать и принять еще можно, но распределять и “окучивать” его будут другие. Не воспользуешься бюджетом-2007 — всю жизнь жалеть будешь.
Хорошую мину сегодняшним приближенным к корыту соблюсти не удается. То, что цель правительственного обсуждения и последующих думских дебатов — урвать по максимуму, на днях подтвердил Кудрин: “Вынужден признать, что мы не выдерживаем строгих принципов формирования расходной части бюджета”. Смелый, надо признать, чиновник. Не побоялся, выступил против его же ведомством разработанного бюджета, уступил в тактике, но стратегически остался с высоко поднятой головой: “Когда я говорю – надо поступить так, а мое предложение не принимается, то я имею моральное право сказать, что правительство ошибается. Кроме меня, этого никто не скажет – это моя функция”.
Чем не новоявленный оппозиционер? Прозрел-таки, увидел, к чему его же Родина движется. Ан нет! Скорее, в министре финансов говорят нереализованные премьерские амбиции, которые он, воспользовавшись удобным моментом, в очередной раз обозначил. Проще говоря, в правительстве, Думе, Совете Федерации и прочих очагах власти внутри Садового кольца думают обо всем, кроме бюджета, — главного, между прочим, финансового документа года.
Бюджетная роспись
Не бюджет — сказка, предел мечтаний любого чиновника эпохи высоких нефтяных цен. Основные показатели таковы:
— доходы: 6965,3 млрд. рублей (рост на 38%);
— расходы: 5463,5 млрд. рублей (рост на 28%);
— цена на нефть Urals: $61 за баррель;
— рост ВВП: 5,8 — 6%;
— инфляция: 6,5–8%;
— курс доллара: 26,4 руб./$;
— рост тарифов на электроэнергию: 10%;
— рост тарифов на газ: 15%.
Есть, конечно, прикидки расходов по отдельным статьям, но так ли уж они важны, если базовые параметры взяты с потолка? Предлагаю рассмотреть по порядку.
1. Доходы бюджета вырастут на 38%. Согласно официальной отчетности за 2005 год, российская экономика выросла на 6,4%, а за первое полугодие года нынешнего — на 6,5%. Было бы логичным ожидать прироста доходов на соразмерную сумму, но доходы, как утверждают ведомства Кудрина и Грефа, вырастут именно так.
2. Расходы возрастут не на 13% и не на 15-16%, а на все 28%! Что ж вы хотите — бюджет-то дембельский, предвыборный, дербанка пошла такая, что впору не коробки из-под ксерокса готовить, а инкассаторские броневики заказывать. Откуда деньги, да еще в таком количестве? А вот откуда.
3. В качестве основного источника бюджетного беспредела логично назвать Стабфонд. Действительно, с 2006 года правительство волевым решением повысило планку цены отсечения с $20 до $27 за баррель. На практике это означает, что если раньше все, что оставалось свыше 20 долларов, стерилизовалось в Стабфонде, то теперь нефтяники могут оставлять себе еще 7 долларов дополнительной премии за труды. Надо понимать, на развитие новых месторождений, социальную защиту работников и окружающего сообщества, а также на компенсацию упущенной выгоды от замораживания цен на бензин. Поскольку ничего подобного не происходит, в экономику начали поступать дополнительные деньги, что неминуемо отразилось на курсе доллара и темпах инфляции, справиться с которой правительство уже не сможет. Но об этом ниже.
Другим дополнительным источником покрытия дембельских расходов стал Бюджетный кодекс РФ, вернее, его прямое нарушение. Статья 96 (2) Бюджетного кодекса предписывает все остатки средств на счетах бюджетных организаций на 1 февраля года, следующего за отчетным, отправлять прямиком в Стабфонд. Отныне неиспользованные средства пойдут обратно в казну.
Наконец, чтобы не травмировать некоторых особо впечатлительных сограждан возникающим вследствие столь масштабных расходов бюджетным дефицитом, который в первоначальном варианте составлял 170,4 млрд. рублей, прогнозная цена на нефть в 2007 году была элегантно повышена с в $58 до в $61 доллара за баррель. Тут-то не только все срослось, но даже позволило “изыскать” дополнительные расходы для будущего года.
Будет ли такая цена на нефть? В какой-то момент времени, безусловно, будет, но чтобы она была средней за год — это вряд ли. Причин немало, но главная из них — огромные спекулятивные средства, вложенные во фьючерсные контракты. При значительном отрицательном тренде деньги начнут уходить из этого сектора, и плавное снижение приобретет очертания обвала. Да что там говорить — в эти дни родная нефть Urals уже опустилась ниже уровня $67 за баррель, хотя еще 10 дней назад устойчиво оценивалась в $72. Не спасают ни мелкие аварии трубопровода BP на Аляске, ни война на Ближнем Востоке, ни сообщения об уменьшении запасов бензина в США.
4. Отдельного разговора заслуживает инфляция. Начнем издалека. Прогноз социально-экономического развития России на 2007–2009 годы, подготовленный МЭРТовскими сказочниками, предусматривает два сценария — инерционный и умеренно оптимистический. По инерционному варианту темпы роста ВВП должны снизиться с 6,6% в 2006 году до 5% в 2008–2009 годах, по умеренно оптимистическому — ВВП в 2007-2009 годах вырастет на 5,8–6%. Прогноз инфляции, согласно последнему предсказанию, такой: в 2007 году инфляция составит 6,5–8%, в 2008 году — 4,5–6%, в 2009 году — не более 5,5%. Этим “прогнозом” Минэкономразвития переплюнул даже Гидрометцентр, только метеорологи ошибаются не от хорошей жизни, а из-за отсутствия необходимой техники (при этом могут безошибочно предсказать времена года), а в МЭРТе даже за окно смотреть разучились. Какая же инфляция в 6,5–8%, если в этом году, бюджет которого более чем скромен по сравнению с будущим, официальная инфляция уже перевалила за 7%, а впереди еще осень, зима и Новый год с безудержными тратами бюджетных денег на все и вся, лишь бы не отобрали?
5. Сказочность МЭРТовских прогнозов усиливается при определении курса рубля. Перед вами прогноз МЭРТа по укреплению рубля на 2007 год, приведенный, кстати, тем же Кудриным: в августе 2005 года МЭРТ “планировал” курс 2007 года на уровне 28,6 руб./$1, в декабре 2005-го — 27,6 руб./$, в марте 2006 года — 27,5 руб./$, в мае 2006-го — 26,7 руб./$. Последний “прогноз” составляет 26,4 руб./$ — такое же вранье, как и все остальные. Греф со своими сказочниками прекрасно понимает, что курс будет таким уже в этом году, а иначе все театрально получат по шапке за инфляцию.
6. Что в бюджете правда — так это рост тарифов на услуги естественных монополий. Нас неоднократно предупреждали, что тарифы, несмотря на все аргументы, будут расти, как минимум, до среднемировых. Конкретным подтверждением серьезности намерений стал бюджет-2007, в котором рост тарифов на электроэнергию предусмотрен в размере 10%, повышение платы за перевозку грузов по железной дороге — на 8%, а рост тарифов на природный газ — на 15%.
Другие министерства отреагировали незамедлительно. В Минздравсоцразвитии отметили, что прогноз не предусматривает реализацию мер по увеличению зарплат бюджетникам и предложили индексировать зарплаты работникам бюджетной сферы с 1 сентября 2007 года не на 12%, а на 19%. Минсельхоз обратил внимание на высокие темпы роста цен на услуги естественных монополий, что негативно отразится на развитии российского агропромышленного комплекса (как будто сегодня на селе все в порядке). Впрочем, забористее всех на грефовские измышления отреагировал сам Фрадков. В аппарате Фрадкова Грефу указали, что все его гадания содержат слишком незначительное увеличение роста экономики, которого недостаточно для удвоения ВВП.
Для кого стараются?
Кому потребовались дополнительные средства? Да всем:
— Минэкономразвития на дополнительные инвестиционные расходы;
— Минсельхозу на компенсации растущих цен на энергоресурсы;
— ответственным за реализацию рассыпающихся нацпроектов на дополнительное финансирование;
— депутатам и их помощникам на строительство региональных “потемкинских деревень”;
— кураторам Федеральных целевых программ, коих еще пару лет назад было 14, а в бюджете будущего года 48, на увеличение откатов (вы не поверите, но сегодня официально утверждены только 29 ФЦП, под остальные, еще не утвержденные, программы, деньги уже выделяются).
При более детальном рассмотрении бюджета выясняется, то больше всего, как обычно, получит оборонное ведомство, наполовину увеличены расходы на экономику (в основном, все та же стройка), не забыта социальная сфера и прочие “мелочи” вроде увеличения средств на содержание президента и правительства. Как же без них.
Реальный прогноз
Не обладая и сотой долей той информации, которой в избытке на правительственных столах, тем не менее выскажу некоторые соображения по поводу реального сценария того, что будет происходить в будущем году.
Во-первых, МЭРТовский прогноз инфляции в 6,5–8% будет пересмотрен уже в январе-феврале, одновременно с началом финансирования дембельско-предвыборных расходов, очередным повышением тарифов естественных монополий и ускоренным облегчением счетов бюджетных организаций. В будущем году даже официальная инфляция превысит 10%, а реальная составит минимум 25%.
Во-вторых, курс рубля к доллару, фактически единственное средство обуздания инфляции, остающееся в руках правительства, достигнет 25 рублей за доллар. В правительстве, в отличие от нас с вами, свято верят, что если курс повышается, импортные товары дешевеют. За более резкое повышение курса отечественной валюты беспокоиться не стоит — каждый рубль повышения курса обходится бюджету приблизительно в 130 млрд. недополученных рублей, компенсировать которые неоткуда. Во сколько обойдутся предвыборному бюджету каждые 10 копеек — посчитайте сами, только держите в уме основные статьи расходов, чтобы понять, от чего будут отказываться в первую очередь.
Однако, независимо от секвестрования бюджетных статей в 2007 году, импорт практически полностью вытеснит российские товары, а если наши горе-управленцы будут стращать импортеров какими-нибудь жуткими мерами (как сегодня американцев пугают отменой мясных преференций), у нас возникнет товарный дефицит.
В-третьих, в будущем году чрезвычайно активизируются “обнальщики” всех мастей. В условиях, когда откаты станут непременным условием выделения бюджетных средств, “черный нал” понадобится как воздух. Не уверен, правда, что тарифы, подскочившие в последнее время в 5–10 раз, снизятся, но работы у “пластмассовых” ребят будет много. К тому же к ним все чаще будут обращаться прежде законопослушные предприниматели, потому как окончательно разуверятся в необходимости выполнения этической обязанности уплачивать налоги. Это станет культурно санкционируемой формой протеста против казнокрадства и нарушения властью всех договоренностей и норм.
В-четвертых, Кудрин, в эти дни активно выступающий с критикой им же подготовленного бюджета, так и не реализует свои премьерские амбиции. Греф и другие члены кабинета министров станут в очередной раз корректировать собственные сценарии развития и с тревогой ожидать президентских выборов.
***
Каждый доллар падения цены на нефть будет приводить к уменьшению доходов, а, следовательно, расходов бюджета на 1%. При нынешних темпах бюджетного расточительства и прогнозах ухудшения нефтяной конъюнктуры Стабфонд будет полностью потрачен за год-полтора. Нам останется лишь ностальгировать по тем временам, когда власть могла увеличивать расходы так, как ей вздумается.
Вы думаете, Россия после них рухнет? Ничего подобного. Не дается более того, что по силам.