На тему нового ближневосточного конфликта даже в далеких от него регионах ломаются нешуточные копья. Идет непримиримая война в медиа-пространстве, множество пользователей ЖЖ сменило свои юзерпики на флаги той или иной стороны и пустилось в яростный и безнадежный флейм…
Похоже, пора сформулировать альтернативную, нейтральную позицию по отношению к войне на Ближнем Востоке — с точки зрения Глобального Севера.
Наверняка многие тут же заявят, что об этом бессмысленно говорить — за отсутствием самого субъекта этой «Северной цивилизации». Ведь он должен представлять собой не просто количественную совокупность северных в географическом отношении стран и их населения, но особое качество мировоззрения.
Что ж, у большевиков за предреволюционные десятилетия тоже не сложилось такого субъекта — хотя они и вели о нем горячие «виртуальные» споры. Даже если взять не такой «экстремальный» пример — то можно сказать, что такого субъекта не было и у Томаса Джефферсона, когда он писал «Декларацию независимости». Американский народ представлял тогда собой по преимуществу лишь «идею». Если угодно, «утопию»…
Сегодня между «южанами», вовлеченными в этот конфликт, и «северянами» прослеживается главным образом религиозно-антропологическая разница. «Южане» воплощают собой противоположные версии авраамических традиций: иудеи считают себя «исконными хранителями» этого Откровения, мусульмане — его «финальными воспреемниками». Такое массовое самосознание приводит к тому, что люди Юга внушаемы, опутаны условностями, инструкциями, правилами политкорректности — это является необходимым противоядием от их взаимной ненависти друг к другу. Стресс перенаселенности приводит к тому, что порядок поддерживается только страхом полиции, законов, карательных операций и т.п. Как только этот страх ослабевает, там начинается тотальный «конец света»…
Северный же человек превыше всего ценит свободу и носит моральный закон в себе. Он действует как автономное существо, руководствуясь собственным пониманием справедливости. Ему неважно, что думают «все»: духовная суверенность позволяет ему связаться со своим Богом напрямую, минуя посредника в лице всевозможных «традиционных религий». При этом северяне, в силу своей социальной «разреженности», гораздо легче находят общий язык друг с другом. «Холодная» среда порождает «теплый» социум.
Северный нейтралитет в этом южном конфликте означает вовсе не «отстраненное» наплевательство. Он, напротив, должен быть активным — сопоставляя и синтезируя некоторые черты противоборствующих сторон, «северный субъект» фактически формирует сам себя.
На войну Израиля и Партии Аллаха (буквальный русский перевод слова «Хизбалла») надо взглянуть с необычных позиций — что есть в каждой стороне близкого по духу самим северянам, чему нам следовало бы поучиться. И мы увидим, что ценность Израиля — в том, что он был создан духовными энтузиастами, рискнувшими воплотить свою древнюю мечту в образе новой цивилизации. А урок исламских организаций — в их принципиально децентрализованной структуре, которая обеспечивает их неуязвимость и вполне гармонирует с природой постсовременного «сетевого общества». Однако, эти позитивные аспекты характера каждой из сторон северянам необходимо максимально «отфильтровать» от их известных взаимоуничтожительных напластований…
В перспективе эта война может перерасти в столкновение США и Ирана, что на геополитической карте будет означать глобальную войну «Запада» и «Юга». И вот здесь-то и станет ясным — сумел ли возникнуть альтернативный им обоим «Глобальный Север». Преемствующий и те черты, которые растеряли Штаты со времен своих пионеров, и тот «античный ислам», некогда представленный в Европе философами и поэтами, а не агрессивными фанатиками…
Иными словами, если в ХХ веке возникла «воплощенная утопия» Израиля, то почему бы в XXI не может быть воссоздана Гиперборея? Как глобальная цивилизация, построенная на сетевых началах, которые все более приходят на смену централизованным государствам...
Да, бытие определяет сознание. Но затем сознание определяет бытие.