История вопроса
В "Обручевском" районе Юго-Западного административного округа города Москвы по адресу: ул. Новаторов д.36, корп.6, стр.2. есть одно здание. С конца 60-х до конца 70-х годов в этом здании находилась музыкальная школа. После ликвидации музыкальной школы в этом здании располагался тепловой пункт. Этот тепловой пункт обеспечивал горячей водой близлежащие пятиэтажные дома. Сейчас эти дома снесены, а на их месте строятся новые панельные здания. Надобность в тепловом пункте отпала.
Поэтому местными властями, во главе с префектом ЮЗАО — Челышевым А.В. и главой Управы "Обручевского" района — Абашиной И.С., было принято решение о его сносе. Власти округа и района планируют после сноса здания построить на его месте многоэтажный платный подземный гараж.
Однако указанное здание по свидетельствам местных жителей и старожилов этого района является бывшим православным храмом Преображения Господня, построенным в начале ХХ века в период Первой мировой войны.
Проведенный анализ здания показал, что ось симметрии его расположена строго с востока на запад, что характерно только для православных храмов, а по архитектуре и пропорциям он соответствует специфике построения именно церковных сооружений.
Были проведены исследования, которые показали, что в районе улицы Новаторов раньше располагалась деревня Дальнее Беляево, в которой, как свидетельствуют архивные материалы, предоставленные Центральным историческим архивом города Москвы и Центральным Государственным архивом Московской области, располагались храм и часовня. Краеведы округа также подтверждают, что здание на улице Новаторов, в котором располагался тепловой пункт, является перестроенным православным храмом.
В ходе исследований, никаких документов, свидетельствующих о том, что данное здание не является церковью, а построено специально для каких-либо других, не церковных нужд, найдено не было. Тот факт, что спорное здание является перестроенным православным храмом, подтверждается экспертными заключениями Союза краеведов России и Фонда "Русская усадьба". В Государственном архиве Московской области находится документ середины 20-х годов, в котором руководство местного совхоза обращается к районным властям с просьбой передать под совхозную пасеку храмовые земли.
Существуют свидетельства, согласно которым с конца 20-х годов и до начала 60-х, когда на месте деревни Дальнее Беляево возникла массовая городская застройка, здание храма с прилегающей территорией принадлежало ГПУ-НКВД-МВД-КГБ. Нельзя исключить, что на территории храма находился расстрельный полигон НКВД. Окончательное прояснение этого вопроса требует археологических раскопок и проведения дополнительных архивных изысканий в архивах ФСБ.
Гаражи насущные
В настоящий момент в Юго-Западном административном округе наблюдается нехватка православных храмов. По словам местных жителей в праздничные дни попасть в храм достаточно тяжело. В связи с постройкой новых многоэтажных жилых домов этот вопрос становится все более острым. Хотя власти планируют выделять земли для строительства новых храмов, но этих храмов все равно не достаточно, чтобы удовлетворить потребности местных жителей в духовном окормлении.
Из-за недостатка храмов страдают, прежде всего, пенсионеры, инвалиды и дети.
Жители округа неоднократно обращались к местным властям — тогдашнему префекту ЮЗАО Виноградову В.Ю., нынешнему префекту ЮЗАО Челышеву А.В., главе Управы района "Обручевский" Абашиной И.С. — с просьбой о восстановлении храма для проведения в нем богослужений. Несмотря на наличие имеющихся материалов о существовании храма, префектура ЮЗАО, для передачи здания бывшей церкви Русской Православной Церкви, требует предоставление дополнительных материалов, подтверждающих существования храма, а также присвоения данному зданию статуса "объекта культурного наследия города Москвы". Однако, соответствующие государственные органы отказываются присвоить зданию храма статус "памятника культуры". Более того, некоторые из руководителей этих учреждений осторожно намекают в частных беседах с представителями прихожан на то, что для принятия положительного решения им требуется определенное материальное стимулирование.
Все это хорошо укладывается в известную москвичам специфику работы московских органов государственной власти. Достаточно вспомнить о многочисленных случаях незаконного сноса зданий, лишении тех или иных зданий статуса "памятников культуры", признании многих домов, "находящимися в аварийном состоянии" (для того, чтобы их можно было беспрепятственно снести) и т.д. Как мы знаем, на месте многих из таких снесенных зданий — в том числе на месте немалого числа "памятников культуры", впоследствии возводится разного рода коммерческая недвижимость от торговых центров до элитного частного жилья.
Всем москвичам хорошо известно множество примеров вышеизложенного, начиная от сноса "Военторга" до последних громких скандалов, связанных с выселением жильцов из своих домов (под разными предлогами) на Якиманке, Мытной и в Южном Бутово.
Кстати, инициаторами выселения граждан из частных домов в Южном Бутово является все та же Юго-Западная префектура во главе с Челышевым. Разница только в том, что на месте частных домовладений бутовцев планируется построить жилые дома, а на месте храмового здания на улице Новаторов — коммерческие подземные гаражи.
Отказываясь, под любыми предлогами, передать храмовое здание Церкви, власти Юго-Западного округа и Обручевского района выступают с вполне анекдотическими предложениями. Например, историческое здание храма снести, а неподалеку построить новый храм. Или — обустроить на крыше будущего подземного гаража детскую площадку. И даже возвести небольшую часовню прямо на крыше гаража. Общее во всех этих предложениях одно — на месте храма должны быть построены подземные гаражи. И точка…
"Ребенок хочет на дачу!"
Не может не настораживать тот факт, что до назначения префектом Юго-Западного округа, г-н Челышев руководил в этом же самом округе Департаментом муниципального жилья. Сильно настораживает и личность главного гонителя инициативы по возрождению храма — человека, регулярно отдающего распоряжения не допускать прихожан к совершению богослужений, регулярно приказывающего заваривать двери храма и выставляющего по воскресным дням частных охранников, не допускающих прихожан. Этот человек — заместитель главы районной Управы Алексей Белавари, возглавляющий (по странному стечению обстоятельств) также и Комиссию районной Управы по гаражно-стояночному хозяйству. То есть, лицо, более, чем заинтересованное в скорейшем "освобождении стройплощадки" для вышеупомянутых подземных гаражей.
Вообще, активность руководства районной Управы по недопущению возрождения храма вызывает искреннее изумление. Так, например, руководители Управы собирают у себя регулярно старших по подъездам домов, окружающих храм, и проводят с ними "разъяснительные беседы", в ходе которых призывают их агитировать жильцов против восстановления храма и противодействовать любым инициативам прихожан. Доходит до того, что многим жильцам, вселяющимся в окружающие храм дома, в Управе предлагают быстрое положительное решение, если те подпишут обращение против восстановления храма.
Особым цинизмом "блеснула" Управа, когда провела среди жильцов опрос на тему "Желаете ли вы иметь во дворе вашего дома детскую площадку?", результаты которого были интерпретированы следующим образом: "жильцы категорически не хотят видеть у себя во дворе православный храм". По той же методике, помнится, проводила опрос героиня Фаины Раневской в фильме "Подкидыш" — "Что бы ты хотела, девочка — чтобы тебе оторвали голосу и поехать с нами на дачу?.. Вот видишь, Муля! Ребенок хочет на дачу!"
Похоже, не без помощи могущественных противников восстановления православного храма на ул. Новаторов по району распространяются самые безумные слухи. Начиная с вроде бы вполне невинного — но, тем не менее, ложного — утверждения о том, что "в православной церкви не принято возводить храмы во дворах жилых домов" до злобной клеветы о том, что прихожане храма Преображения Господня на ул. Новаторов — никакие не православные, а сектанты (или того хлестче — что они "вовсе не верующие, а обычные жулики, которым нужна земля для сноса здания и последующей перепродажи"). Жителям близлежащих домов даже сообщили о том, что охрана вокруг храма выставлена Управой для того, "чтобы злобные сумасшедшие, именующие себя "прихожанами", не разрушили здание".
Вся эта стилистика грязной коммунальной склоки, так отчетливо видимая в действиях влиятельных противников восстановления храма, заставляет, мягко говоря, сильно призадуматься, об их реальных мотивах.
"Бабло" побеждает Зло?
Тут нам придется на время забыть о нынешнем юго-западном префекте Челышеве и вспомнить о его предшественнике (ныне занимающего пост вице-мэра) — Валерии Виноградове. Именно он, судя по всему, готовил все отрицательные решения Правительства Москвы по вопросу о храме (включая два отрицательных ответа, подписанных лично Ю.М.Лужковым на обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II). Все это выглядит немного странным, особенно, если вспомнить, что именно г-н Виноградов в течение многих лет курировал строительство в районе и именно ему мы обязаны тем, что здание храма оказалось после реконструкции района, находящимся внутри двора-колодца из высотных домов.
Не менее странным кажется и то, что Префектура ЮЗАО, гордящаяся своими успехами в восстановлении православных храмов на территории муниципального округа, так ополчилась против возрождения именно этого православного храма на ул. Новаторов.
Заметим кстати, что улица Новаторов — единственная улица района, на которой находится действующая мусульманская мечеть.
И уж совсем невероятно циничным в свете всего вышеизложенного представляется назначение г-на Виноградова вице-мэром, курирующим взаимодействие Правительства Москвы с религиозными организациями…
Жителями Юго-Западного административного округа уже собрано более 5000 подписей с поддержкой инициативы о воссоздании православного храма на ул. Новаторов.
В поддержку этой инициативы выступают местные советы ветеранов и инвалидов.
С просьбой о восстановлении храма обращался, как уже было сказано, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Однако, со стороны местной власти — вице-мэра Москвы по взаимодействию с религиозными организациями Виноградова В.Ю. и главы Управы Абашиной И.С. — патриарху был дан жесткий ответ: воссоздание храма невозможно "в связи с недостаточностью материалов".
Что делать в этой ситуации сторонникам восстановления Преображенского храма совершенно не понятно. То ли Богу молиться, то ли призывать Русь к топору, то ли организовывать сбор благотворительных пожертвований с последующей конвертацией указанных пожертвований в пресловутое "бабло" и заносом оных "известно кому"?
Какие будут предложения?
Текст был опубликован на сайте «На злобу».