Всем передвигающимся
Даже на карачках,
Но вовсю старающимся
Приз положен в скачках!
Владимир Высоцкий
«Странные скачки»
Неформальному саммиту СНГ, проходившему в Москве 21–22 июля, надлежало соответствовать лучшим британским образцам. Несколько необременительных фраз о погоде на постсоветском пространстве в узком кругу, а затем — публичный выезд на Московский ипподром. А там — традиционные скачки в высшем обществе, где изящные лошади соперничают по элегантности с мужчинами в строгих котелках и дамами в приличных шляпках.
По замыслу российских организаторов, эта очередная клубная встреча президентов должна была лишний раз подчеркнуть всю безмятежность происходящего на просторах бывшего СССР. Вот видите, с распадом советской Империи ничего страшного не произошло. Начальники подведомственных провинций все также собираются в столице бывшей метрополии. Словом, второй «ипподромный саммит» СНГ — это обычная протокольная встреча для производства деклараций о дружбе, глянцевых фотографий VIP-ов и горделивых комментариев в духе «Россия — родина саммитов».
Так что единственное осмысленное значение для всех недавних саммитов СНГ — найти формальный повод для неформального общения первых лиц постсоветских государств. Но эта легкомысленная форма президентского клуба уже исчерпала себя. Мне приходилось писать, что сегодня в СНГ клуб секретарей ЦК и членов Политбюро стал замещаться новыми политическими силами. Эти силы уже не мыслят себя как временные лидеры неких переходных «постсоветских образований», а настойчиво ищут подтверждение своей легитимности на Западе.
После того, как в ряде стран бывшего СССР пришло к власти новое поколение лидеров (прежде всего, речь идет о Ющенко и Саакашвили), притягательность саммитов СНГ резко упала. Вот и нынешний неформальный саммит прошел без участия четырех лидеров входящих в него стран: президенты Украины, Грузии, Армении и Туркменистана под разными предлогами не смогли прибыть на ипподром. Или просто отказались от участия в этих «странных скачках».
Этот очевидный кризис структуры СНГ открыто признал нынешний председатель Содружества Нурсултан Назарбаев "Содружество превратилось фактически в клуб для встреч президентов", — заявил президент Казахстана. Он признал, что работой СНГ недовольны очень многие его члены. "То, что государства СНГ не довольны работой этой организации, всем известно, а некоторые очень сильно не довольны", — отметил Назарбаев. Примечательно, что из 1600 документов, принятых за время существования этой организации, работают только около 10%. Так что КПД у СНГ оказался примерно такой, как у дующего в свисток паровоза!
Президент Казахстана объяснил низкую эффективность Содружества тем, что принимаемые СНГ решения не являются обязательными для всех стран. Именно это, по его мнению, следует изменить в первую очередь. "Нужно принимать такие решения, которые удовлетворяют всех. Не должно быть государств, которые не согласны и не подписывают и, естественно, не выполняют", — пояснил Назарбаев. "Решения должны приниматься консенсусом и должны быть обязательными для всех", — особо подчеркнул казахстанский президент. Здесь уместно напомнить, что консенсус означает в данном случае не собственно "всеобщее согласие". В политике — это, прежде всего, механизм исключения несогласных, через который и воспроизводится новое политическое согласие.
В противном случае, предложение всеобщего «консенсуса» — политическая формула слабости, но не силы. К примеру, это прекрасно иллюстрирует сложившаяся ныне ситуация, когда очередное анекдотическое заявление Грузии о возможном выходе из СНГ воспринимается как почти реальная форма шантажа. Такое положение дел абсолютно неприемлемо. И было бы правильно вместе с предложением нового интеграционного пакта для тех стран, которые к этому готовы (это, прежде всего, Россия Казахстан и Белоруссия), определить жесткие организационные рамки реформированного Содружества.
Именно на эту главную проблему указал в своем выступлении президент Казахстана, ставший интеллектуальным лидером саммита Содружества. По его мнению, при создании СНГ в 1991 году авторы документов, принятых в Беловежской пуще, допустили явную ошибку. А, если говорить более откровенно, то в те годы команда «шахраев и бурбулисов» совершила прямой политический подлог. Она убедила всех, имея в виду Британское Содружество, что слово «Содружество» подходит к новому обазованию, при этом «не учитывая, что в Британском Содружестве государства общаются по-разному".
Члены СНГ неявно подразумевали, что, образовывая новое Содружество, они смогут сохранить важнейшие экономические связи, транспортные, оборонные, которые были налажены при СССР. «То есть в самих понятиях было допущено неправильное понимание», — сказал Нурсултан Назарбаев. Поскольку одни страны бывшего СССР подписывали документы СНГ, а другие — нет, нынешний вариант Содружества независимых государства фактически выродился в клуб для встреч президентов.
Поэтому сегодня жизненно необходимо заново посмотреть на принципы работы СНГ и его возможности. По мнению Нурсултана Назарбаева, такая интеграция нужна всем странам Содружества. "Россия должна быть центром продвижения и мотором такой интеграции", — заявил президент Казахстана, приведя примеры того, что в Северной Америке таким центром являются США, в Южной Америке — Бразилия, а в Азии — Япония и Китай. От себя добавлю, что если Россия — мотор интеграции, то Казахстан — это рулевое управление. Точнее — идейное и волевое сопровождение нового интеграционного процесса в Северной Евразии.
Отметим, что именно лидер Казахстана предложил своим коллегам-президентам контуры нового плана реформирования Содружества, который был разработан на основании экспертного анализа 15-летней деятельности СНГ. По словам Назарбаева, сегодня необходимо было найти не декларативные, но реально работающие схемы сотрудничества, которые бы удовлетворяли все страны, стремящиеся быть вместе. Президент Казахстана озвучил пять основополагающих тем: миграционная политика, транспортная, образовательная система, вопросы борьбы с вызовами сегодняшнего дня и гуманитарная проблема. На саммите также было предложено добавить единые подходы в международных вопросах и общее пространство, касающееся оборонной политики.
Итак, в течение ближайшего полугодия надлежит реорганизовать замшелую структуру СНГ в соответствии с озвученными президентом Назарбаевым идеями. По заявлению президента РК, заместители премьер-министров каждой из стран должны будут составить программу, выступить с шерпами, как на «восьмерке». «К ноябрьской встрече глав государств в Минске мы договорились уже обсудить конкретные вопросы и принять решение», — сказал Назарбаев. И здесь важно не номинальное повторение протокольного формата «новой восьмерки». Куда принципиальнее знать, какой интеллектуальный багаж для реформы СНГ возьмут с собой президентские помощники.
И здесь российским и казахстанским экспертам, для которых реальная интеграция наших стран в рамках Содружества является приоритетом их интеллектуальной деятельности, открывается широкое поле творчества. Надеюсь, что экспертная дискуссия о путях и методах реформирования СНГ, которая открывается сегодня на страницах «АПН–Казахстан», не ограничится риторическими упражнениями в поисках новой «формулы любви». Нет сомнения, что наиболее интересные предложения и проекты экспертов станут предметом обсуждения на новом, менее клубном саммите реформированного СНГ в Минске.
Текст опубликован на сайте «АПН–Казахстан».