Значительный общественный резонанс, вызванный публикацией материала «Понты дороже денег», обязывает оценить практическую реализацию высказанных в нем гипотез. У вдумчивого читателя и телезрителя даже сомнения могут закрасться — приняты ли подобные решения на саммите, а если что и было, то почему данный факт не растиражирован лизоблюдствующими СМИ.
Было, уважаемые сограждане, было. А то, что не растиражировано и не преподнесено, как очередная победа единственно верного путинского курса — так на то, надеюсь, и мои пятнадцать копеек в общей копилке сгодились. Подтверждающую факт списания долгов информацию вы можете обнаружить на официальном кремлевском сайте в декларативном документе «О работе с Африкой». Дословно это звучит так: «Мы достигли существенного прогресса в облегчении долгового бремени беднейших стран. МВФ и МАР реализовали предложение «Группы восьми» о списании 100% долгов государств, подпадающих под действие Инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью». На этом можно было бы и остановиться, но, по первости, признаюсь, даже оторопь взяла, когда я дочитал данный абзац меморандума до конца. Дабы не утомлять вас переходами с одного сайта на другой и в доказательство тезиса, выдвинутого в заголовке материала, процитирую: «Было согласовано и осуществлено списание 100% долга Нигерии Парижскому клубу в размере 30 млрд. долл.». О как!
Клоны
Вот так, ни больше, ни меньше. Предвижу радостный всплеск эмоций друзей и знакомых, кому судьба этой «беднейшей» африканской республики небезразлична, кто следит за ее успехами, для кого не все равно, какими темпами развивается почти что родное нигерийское национальное хозяйство. Не могу удержаться от навскидочной характеристики экономики нашего далекого африканского отражения, представлю вместе с зеркалом.
Сравнительные показатели экономик России и Нигерии на 1 января 2006 года
Показатели |
Россия |
Нигерия |
ВВП |
741 млрд. долларов |
77,3 млрд. долларов |
Рост ВВП за 2005 г. |
6,4% |
6,2% |
Инфляция |
10,9% |
15,6% |
Сальдо платежного баланса |
89,3 млрд. долларов |
9,6 млрд. долларов |
Золотовалютные резервы |
181,3 млрд. долларов |
30,2 млрд. долларов |
Внешний долг |
230,3 млрд. долларов |
37,5 млрд. долларов |
Запасы нефти |
9,5 млрд. тонн |
4,9 млрд. тонн |
Запасы газа |
47,6 трлн. м3 |
4,5 трлн. м3 |
Не правда ли, красноречивое сравнение члена «большой восьмерки» и страны, у которой списали почти столько же, сколько всем остальным «беднейшим» странам, вместе взятым? ВВП у нас, конечно, больше, почти в 10 раз больше, а темпы роста экономики и инфляция практически одинаковы, особенно, если вспомнить, что среднегодовая инфляция в России за прошлый год составила 12,7%, а не 11%, которые считаются от декабря к декабрю.
Сальдо платежного баланса у обоих клонов положительное, то есть обе страны продают больше, чем покупают. Понятно, что основой экономик и тут, и там является сырье, причем, по подтвержденным запасам нефти Нигерия менее чем в 2 раза уступает России! А вот соотношение золотовалютных резервов к внешнему долгу до недавнего времени было практически одинаковым: у России этот показатель составлял 79%, у Нигерии — 81%. Акцентируем: до недавнего времени, потому что с 17 июля 2006 года Нигерия должна внешнему миру не 37,5 млрд. долларов, а всего 7,5 млрд. Как тут не вспомнить досрочное и полное погашение наших долгов Парижскому клубу в размере всех 22,2 млрд. долларов, да еще и премию за сговорчивость в размере 1,5 миллиарда!
Не исключено, что потомки назовут сегодняшние «успехи» предательством национальных интересов, если они будут, эти потомки. Нигерийские же победы объясняются просто. Основными внешнеторговыми партнерами Нигерии по экспорту являются Соединенные Штаты (47%), Бразилия (11%) и Испания (7%), а по импорту — Китай (9%), те же Штаты (8%), Великобритания (8%), Нидерланды (6%), Франция и Германия (по 5%).
У нас состав экспортеров-импортеров пожиже, что есть следствие «гениальных» схем по купле-продаже природных ресурсов. Сначала куда мы экспортируем: Нидерланды (!!!) — 9%, Германия — 8%, Украина, Италия и Китай — по 6%, США, Швейцария — по 5%, Турция — 4%. А теперь крупнейшие партнеры по импорту: Германия — 15%, Украина — 9%, Китай — 7%, Япония — 6%, Казахстан и США — по 5%.
А ведь американцы, на долю которых приходится 47% нигерийского экспорта и всего 5% нашего, неоднократно предлагали нам построить под Питером терминалы по сжижению газа и последующей его транспортировке к себе и в Канаду, да и другие варианты расширения совместной торговли неоднократно присылали. «Газпром» отверг все предложения, и понять его можно — как при таком раскладе прикажете играть с себестоимостью? Стоит ли удивляться, что Нигерии весь долг Парижскому клубу простили, а нас попросили заплатить полностью, да еще и премию выплатить.
Вообще говоря, все эти измышления по поводу зацикливания товарных потоков разных стран на Америку, с точки зрения экономики, выглядят профанацией: с кем еще торговать, если доля экономики США в мировом ВВП составляет 29%? Нидерланды — это, по большому счету, не партнер, а перевалочная база, причем, как товарная, так и финансовая, на пути дальнейшей реализации российских природных богатств.
Даже колоритная фигура нигерийского министра финансов, дамы средних лет, обвешенной золотыми украшениями, как новогодняя елка игрушками, не смогла разубедить «восьмерку» в необходимости списания всего долга Парижскому клубу. Может, стоит вместо Кудрина назначить его зама, Татьяну Голикову, глядишь, и нам бы подфартило.
Официант, приговорчик!
У тех, кто пристально следил за саммитом, сложилось впечатление, что нам изначально не везло. Сначала рядом с Путиным рухнул вертолет, потом, правда, отряхнулся и улетел. Затем Буш вместо того, чтобы из аэропорта помчаться в объятия своего друга Владимира, поехал на показательную встречу с правозащитниками. Наконец, Путин не смог угостить своего друга барбекю, потому как ни с того, ни с сего подул ветер (и это при наличии целой авиапрограммы по разгону облаков!), а на ветру и барбекю — не барбекю.
Ситуация со вступлением в ВТО стала самым грандиозным провалом саммита. Вспомните — на прошлой неделе надежду на успешное завершение переговоров по ВТО выразили вице-премьер Жуков и министр Греф. Затем Кудрин радостно сообщил об успешном завершении переговоров с американскими властями, так что дорога в ВТО перед саммитом казалась открытой. Для урегулирования оставшихся немногочисленных спорных вопросов в Москву прибыла торговый представитель США С.Шваб. Переговоры шли непрерывно, а как может быть иначе, если поставлена «высочайшая» задача по окончанию переговоров к празднику? «Неужели принимают?» — радостно колотились кремлевские сердца.
Складывалось впечатление, что Грузию приберегли в стрельненском лесу в качестве засадного полка, который должен был выступить, если дела у американцев будут совсем швах. (Кстати, ВТО подтвердила законность грузинских требований). Грузины и выскочили аккурат во время ветра, помешавшего так любимому нашим президентом ритуалу барбекю. Однако грузины хоть и наделали шуму, да напрасно: г-жа Шваб стояла насмерть, и нерешенными остались такие вопросы, как недостаточный уровень защиты в России прав на интеллектуальную собственность, квотирование импорта сельскохозяйственной продукции, уровень господдержки аграрного сектора, ветеринарные и фитосанитарные нормы, размеры пошлин на самолеты и авиатехнику.
Недаром г-н Греф отложил окончательное решение о приеме в ВТО как минимум до октября, если не до следующего года. В довершение МЭРТ внезапно объявил конкурс на проведение научно-исследовательской работы по теме «Обоснование позиции российской стороны на переговорах по системным вопросам в контексте присоединения России к ВТО» (читай — «Обоснование провалов российской стороны по системным вопросам на переговорах о присоединении России к ВТО»). Вы как хотите, а я спустя год придерживаюсь той же точки зрения, что и раньше — не вступим мы, потому что России это не нужно.
Пару слов о цене «потемкинской деревни». Затраты на красивую картинку и ублажение дорогих гостей превысили все мыслимые пределы. Предыдущий саммит, проходивший в Англии, обошелся приблизительно в 150 млн. долларов, нынешний — минимум в 1,5 миллиарда. Один только торжественный обед на двадцать персон стоил нам с вами миллион долларов или по 50 тыс. долларов на брата! А строительство 20 двухэтажных коттеджей площадью 1,2 тыс. кв. метров каждый? А отреставрированные фасады зданий на пути из аэропорта «Пулково» со сметой в 200 млн. долларов? А три крупных фонтанных комплекса, если известно, что только один из них, в акватории Невы, попадавший в кадр вечерних «Вестей», стоил 700 млн. рублей?
Подождите!
А теперь о том, на что почти никто не обратил внимания. Речь о фразе Буша на совместной пресс-конференции по итогам двусторонней встречи. Той «прессухи», на которой Путин так ловко насмешил про то, что «нам не хотелось бы такой демократии, как в Ираке». Цитирую:
Буш: Я говорил о своем желании способствовать институциональным переменам в разных частях мира, скажем, как в Ираке, где есть свобода религии и прессы. Я сказал ему, что многие люди в нашей стране надеются, что Россия сделает то же самое.
Путин: Нам бы, конечно, не хотелось, чтобы у нас была такая же демократия, как в Ираке, скажу честно.
В этом месте все начали заливисто хохотать и подобострастно аплодировать. Под гром оваций Буш бросил фразу, которую не перевели ни в одном российском новостном выпуске: «Get wait!», которую можно перевести так:
Буш: Подождите!
Вы случайно не знаете, что г-н Буш имел в виду?
Саммит закончился, шокированные гостеприимством гости разъехались, наиболее отличившихся министров по итогам приказано «поощрить». Все бы ничего, да только как-то некстати, начали всплывать нерадужные прогнозы по поводу цен на нефть в обозримой перспективе. На днях появился ежемесячный доклад ОПЕК, в котором констатируется, что в 2007 году ожидается рост резервных нефтедобывающих мощностей в разных частях света в сочетании с предполагаемым снижением спроса на нефть.
Как обычно, разномастные эксперты прогнозируют снижение цен в 2007 году, кто до 60, кто до 50 дол. за баррель, а кто дает еще меньше. Масла в огонь подлил Алекперов из «ЛУКОЙЛа», заявивший недавно, что Россия должна готовиться к сокращению потока нефтедолларов.
Война на Ближнем Востоке также не повлияла на негативную ценовую динамику нефти. Начинается то, о чем совсем недавно предупреждали — вводятся в строй новые месторождения и объекты нефтяной инфраструктуры, инвестиции в нефтедобычу начинают давать отдачу, рынок насыщается предложением, а мировая экономика просто не способна переварить всю предлагаемую нефть. Но завтра цены не упадут, все надежды власть предержащих связаны с относительно благополучным прохождением 2007-го года, а там хоть трава не расти. Пусть будут демократия, гласность, свободные выборы и отвязанные СМИ, главное, что денег уже не будет.
Вы всерьез рассуждаете о третьем сроке?