Куда катится мировой мяч?

От прошедшего чемпионата мира по футболу ждали многого. Все ждали сенсаций. Сенсации действительно были. Некоторые даже предполагали, что в финале будут играть Италия и Франция, хотя таких людей было немного. Но мало кто ожидал такого финала, который представила команда, обыгравшая предыдущих чемпионов мира и одних из сильнейших футболистов мира, — сборную Бразилии. Позор Зинедина Зидана, в самый ответственный для своей команды момент устроившего «разборку головой» с Марко Матерацци, стал позором и для всего мирового футбола «старой волны», футбола 1990-х годов, футбола отдельных «гениев» и ярких «индивидуальностей».

Для большинства болельщиков стал очевиден крах всей «латиноамериканской волны» в мировом футболе. Сборная Аргентины и прежние фавориты мирового мяча — бразильцы, показали очень слабую игру. Справедливости ради надо признать, что кризис бразильского футбола начался наряду с его невиданным взлетом в последнее десятилетие. Те, кто еще помнят крайне неудачную игру бразильцев с норвежской сборной на чемпионате мира 1998 года во Франции, должны представлять в своей памяти очень живую и поучительную картину, когда норвежцы наказали «лучших футболистов» со счетом 2:1. Да на Мундиале-1998 и французы оказались быстрее и ловчее хваленых бразильских голеностопов.

Бразильский футбол, несколько лет назад впрыснув в футбольный мир непобедимую «тройку-семерку-туз» в лице связки Роналдо-Риналдо-Роналдиньо, сегодня оказался бит «пиковой дамой» даже не мастерства соперников, а невозможностью эффективно изменить собственную стратегию. Прежняя стратегия была рассчитана на бесконечную импровизацию, на непрочитываемые противником индивидуальные ходы, на максимальную самореализацию и физическое превосходство бразильских ног перед любыми европейскими. Увы — техника любительской игры на пляжах, через которую в детстве прошли все звезды бразильского футбола, если ее долго не менять, имеет свои естественные ограничения. Да и новой стратегии не последовало. Да и откуда ей взяться, если весь мир прочно приучен к бразильским «финтам» и исправно будет платить за это деньги при любом раскладе мировых игр. Из этих людей никому в сущности не важно, что Эго Роналдиньо столкнулось с Эго Роналдо — и этого оказалось достаточно, чтобы уничтожить всю стратегию бразильской игры. Осталась красота импровизаций, знаменитый бразильский «ход» ногами, но — никакого внятного результата.

Финал же этого чемпионата мира в чем-то стал квинтэссенцией всех тех тенденций мирового футбола, которые были заметны еще на прошлом Мундиале, не говоря уже о чемпионате Европы двухлетней давности. Он стал наиболее очевидным триумфом «молодых» игроков против «старых». Тренерская тактика, свободная от гнета «авторитетов», выиграла против тактики, доверившейся весу и опыту уже проверенных в деле «футбольных гениев» эпохи. Наконец, ставка на командный дух, на сыгранность и четкое взаимодействие, одолела «футбол звезд». Все помнят позорные проигрыши всех нынешних лидеров чемпионата — Италии, Франции и Португалии на прошлом чемпионате Европы. Третьеразрядные футбольные державы вроде Греции при умелой тренерской «закатке» немецкой тактики Отто Рехагеля, оказались способными обойти всех футбольных «монстров». Болельщики и комментаторы в июне 2004 года видели не сборную Греции, а идеально сыгранную команду, в которую вошли все черты идеальной немецкой команды. В чем кроется подлинная причина подобных взлетов и падений — не совсем понятно до сих пор. Можно пенять на сборную Греции как на успех «бабочек-однодневок», но есть тенденции, которые проявляются и без ссылок на игру безусловных греческих героев футбольной Европы-2004 Никополидиса, Делласа и Харистеаса.

Наверное, правы те, кто говорит, что в этом финале французы выглядели в целом «посвежее» и даже «лучше». Хотя с первой и до последней минуты на поле происходила борьба равных команд, борьба за инициативу двух сильнейших футбольных оборон. Да, по количеству ударов по воротам, угловым и ударам в створ французы намного обогнали итальянцев. Но это не спасло их от несомненно лучшей в мире «итальянской трясины», выстроенной и продуманной итальянским тренером Марчелло Липпи на этом чемпионате с особой пунктуальностью. Пусть итальянцы в атаке были не так заметны. Да и вообще, кроме Каннаваро, Матерацци и Пирло, в этом матче почти все итальянцы выглядели «подуставшими», что им, впрочем, не помешало переиграть французов тактически. Тотти и Тони явно «сдали» к концу матча, хотя было сразу видно, что никто из игроков итальянской сборной не израсходовал свой волевой ресурс. Именно это сыграло решающую роль.

Сейчас по все стороны от Елисейских полей проклинают Марко Матерацци, устроившего блестящую и чисто сыгранную провокацию с «великим» Зиданом. Но нужно помнить при этом, что именно Матерацци забил единственный «игровой» гол на этом матче, и именно он стал «мотором» сборной, пробившим своей команде, как и в игре с чехами, прямой путь к победе. Хотя, в отличие от португальского «ныряльщика» и любителя грязных «подстав» Криштиану Рональду, Марко Матерацци все рассчитал точно и нанес сильнейший психологический удар по французской сборной, после которого французы так и не оправились. Нервы «великого» Зинедина не выдержали и заслужили красную карточку вместе с потерей реноме одного из самых скромных и сдержанных игроков мирового футбола.

Самый важный аспект этого матча заключался в том, что не только тактически, но и психологически итальянцы полностью разгромили французов даже без постоянных атакующих действий. Это стало возможно не столько в силу игры отдельных игроков, сколько благодаря тотальной ставке на игру «от обороны», без которой сколько-нибудь серьезные успехи в современном футболе уже не достигаются простым нажимом на ворота соперника. В игре «от обороны» чистый эгоцентризм и дух индивидуальной игры невозможны. Здесь более, чем где-либо заметна команда как единое целое, где каждый зависит от другого, где нет права на ошибку и свободу действий, как в атаке.

Французы же играли совсем в иной футбол. Они тоже выстроили мощные оборонительные линии, но играли при этом в игру, где не было ни команды, ни тренера. Французский тренер Доменек, отдав вожжи правления полностью в руки авторитетного Зидана, тем самым фактически подписал своей команде смертный приговор. Футбольная стратегия, где игру регулирует не тренер за кромкой поля, а один из игроков, доказала свое абсолютное фиаско. Зидан, кроме забитого изысканным «парашютом» пенальти, ничем особенным себя в игре не проявил. Он заслонил своим «величием», весьма сомнительным в этом матче, бенефис игроков вроде Анри и Вийера, которые старались изо всех сил, но не смогли проявить себя в полной мере. Доменек, который мог бы исправить тактическую ситуацию и переформатировать стратегию, вынужден был бездействовать, играя весь матч роль «свадебного генерала». Исход получился закономерным — «внутренний запал» команды французов развалился еще до удаления Зидана с поля.

Точно такую же «психологическую линию обороны» выстроил в четверть-финале гениальный Юрген Клинсманн, в матче против сборной Аргентины. Если кто помнит, перед серией пенальти к немецкому голкиперу Леманну внезапно невесть откуда вышел Оливер Канн и подбодрил его на рев и радость немецкой части болельщиков. Деморализующие факторы психологического характера сыграли и еще сыграют в ЧМ будущего далеко не последнюю роль.

Да, вне всякого сомнения, 2006 год стал подлинным крушением великих футбольных титанов, начавших набирать звездные высоты где-то с середины 1990-х годов прошлого столетия. Если еще раз коснуться финального матча чемпионата мира, то хочется отметить другой немаловажный сдвиг в футбольной политике. Его можно условно обозначить как примат свободы судейского решения над весом авторитета футбольных звезд, каким бы высоким не был последний. Когда аргентинский арбитр Орасио Элисондо перед тем, как показать абсолютно справедливую красную карточку Зинедину Зидану, выбегает к боковым судьям, это внешне может показаться унижением судейского авторитета.

Но вот есть дилемма — все понимают, что Зидан, мягко говоря, был не прав, но по-прежнему следуют за весом «авторитета» и морально встают на сторону Зидана. «Величие» футбольной звезды оказывается важнее взвешенного судейского решения. Но судья все-таки выносит свою оценку (кстати, абсолютно справедливую), и все по-прежнему недовольны. Даже несмотря на то, что арбитр выбежал к боковым судьям, чтобы на всякий случай проконсультироваться.

В какой-то мере, сейчас можно констатировать резкий подъем авторитета арбитров типа Элисондо и Валентина Иванова, которые не считаются ни с какой «звездностью», а ведут игру по правилам. Конечно, ФИФА такое «самочиние» вряд ли придется по духу. Но зато апелляция не к весу игры или авторитету отдельных игроков, а к исконным футбольным нормам, способна вернуть футбол к истокам его первоначальных традиций, в его самые благословенные времена. В такие времена, когда откровенно предвзятое судилище Маркуса Мерка в адрес российской сборной с так и не назначенным пенальти на прошлом чемпионате мира, каралось бы по традиционным нормам футбольного права, а не забывалось по причинам того или иного лицеприятия.

Тот флёр, который создали вокруг этого чемпионата и вокруг уже уходящих звезд мирового футбола, беспрецедентен сам по себе. Как может вес авторитета Зидана — уже по сути «сгоревшей» футбольной звезды, — отражаться на качестве судейских оценок? И какое имеет право ФИФА критиковать оценки российского арбитра Иванова, хотя по всем правилам, решение арбитра — незыблемо, его корректность не может повлиять на прошедшую встречу? Сейчас, после признанием ФИФА правомочным «кульбита» Иванова с его 16 желтыми карточками и 4 удалениями наряду с ударом Элисондо ниже пояса авторитета Зидана, становится ясно: футбол снова становится прежним, каким его любили в 60-80-е годы XX века. Если использовать язык Фрэнсиса Бэкона, то футбол все-таки превозмог власть «демонов авторитета» над властью судейской оценки арбитра.

Очень важный аспект и финала, и всего чемпионата мира имел расово-этнический принцип формирования сборных. На финале многим бросилось в глаза одно обстоятельство, которое с учетом итогов и самого характера игры нельзя не учитывать. Это — расово-этнические характеристики сборных. Заметим: в сборной Италии не было не только негров или этнических латиноамериканцев, там не было даже ни одного неитальянца по происхождению (о корнях единственного «неитальянца», урожденного аргентинца Мауро Каморанези, можно легко догадаться по его фамилии).

Наоборот, сборная Франции давно перестала быть собственно французской по крови и по духу. Ее скорее можно назвать сборной бывших французских колоний. Наиболее очевидным образом это проявилось на финальном матче: из 11 игроков французской сборной лишь трое (Бартез, Ривери и Саньоль) являлись этническими французами. Конечно, с точки зрения торжествующего ныне евро-американского мультикультурализма, старый советский принцип «лишь бы человек был хороший», по-прежнему работает на полную мощь. Но он все чаще дает серьезные сбои…

Игроки различных расовых групп, если они представлены в «смешанной» команде, редко понимают друг друга на уровне искреннего товарищества и подлинной взаимоподдержки. Помимо того, что размывается собственно национальная идентичность сборной, как и «сцепка» игроков на поле, тренеру приходится использовать разные схемы взаимодействий для каждого игрока. В результате, тренеру сборной ничего не остается иного, как уповать на проявление индивидуальности игроков, особенно из «звездной когорты». Игрок, который связан со страной, сборную которой он представляет только внешним гражданством и разовым контрактом, а не духом и корнями, — заведомо несет в себе угрозу для появления брешей даже не на поле, а во всей структуре и стратегии национального футбола.

Кстати, еще несколько лет назад в некоторых внешне продвинутых европейских командах, наподобие Голландии, существовала практика раздельных раздевалок и проживания в разных отелях для игроков разных рас. На нынешнем чемпионате мира, кстати, сборная Голландия продемонстрировала не только завидную этническую гомогенность (за небольшим исключением), но и редкостное национальное единство вместе с боевом духом, особо хорошо проявившееся в жестокой «рубке» со сборной Португалии. Примерно то же самое можно сказать о сборных Италии, Германии и Австралии, которые, несмотря на все действующие в своих странах мультикультуральные модели, явили миру подлинный дух своей страны. Это был дух не только этнического единства сборной, но и по-настоящему боевой и спортивный дух борьбы до конца, борьбы за каждый мяч, который большинству «мегазвезд» а-ля Зидан, Роберто Карлос или Фигу, уже незнаком.

Становится все более очевидным следующий факт: идентичность национального футбола испытывает сегодня жестокий кризис. Там, где действуют модели «только играй», «прояви себя», «оправдай свой статус» — возникают проблемы. И наоборот, где нет надежды ни на благосклонность судей, ни на «звездный» вес, команда работает «на полную катушку». Всем запомнилась динамичная игра «абсолютных аутсайдеров» — сборной Австралии против сборной Италии. Австралийцы под руководством тренера будущей российской сборной голландца Гуса Хиддинка добились невероятной для австралийского футбола самоотдачи, проиграв только из-за более чем сомнительного пенальти, назначенного арбитром из-за картинного падения Фабио Гроссо около австралийских ворот. Отлично сыграла сборная Ганы, особенно ее нападающий Мэтью Амоа. Мало того, что они разгромили с позорным счетом 2:0 одних из фаворитов мирового футбола — сборную Чехии, в игре со сборной Бразилии ганцы умудрялись обыгрывать линии защиты экс-чемпионов мира и успешно отнимать мяч у самого Роналдиньо.

Трудно сказать, что же именно произошло на этом чемпионате, что же именно «треснуло» в уже обкатанных схемах испытанных футбольных рецептур. Одно ясно: мировой футбол вряд ли останется таким, каким он был прежде. С одной стороны, «скучность» матчей нынешнего чемпионата по сравнению с предыдущими, а с другой стороны — предвкушение новых легенд и ветер перемен, сделали нынешний ЧМ уникальным зрелищем. Вероятно, и прорыв итальянцев, не знавших вкуса мировых побед с 1982 года, и выход из кризиса немецкого футбола усилием ва-банка, сделанного недрогнувшей рукой Юргена Клинсманна «на молодежь», стали возможными благодаря неизбежной «смене футбольных поколений». Этот ЧМ стал ареной массового прощания с мировым футболом его признанных звезд предшествующего десятилетия. Уходят Фигу и Зидан. Уходит Оливер Канн. Скорей всего, мы больше не увидим на мировых чемпионатах Алессандро дель Пьеро. После провального матча с Францией от наиболее опытных звезд бразильского футбола Кафу, Роберто Карлоса и Жуниньо Пернамбукано заявления об уходе из национальной сборной посыпались, как снег.

При этом любопытно, что новых «сверхзвезд», равнозначных уходящим, так и не появилось, даже несмотря на все мыслимые и немыслимые прорывы Мирослава Клозе, Лукаса Подольски, Бастиана Швайнштайгера, Мэтью Аммоа, Фернандо Тоореса и Андреа Пирло. Прорывы были налицо, но не было явлено принципиально нового класса игры, отличной от предыдущей эпохи «футбольных динозавров». Пока очевидна только дерзость, которая, как известно, берет ворота любых городов, включая и футбольные ворота.

Но даже и без «массового вымирания футбольных видов», ясно, как день: мировая игра уже изменилась. Но пока еще никто не может предугадать, как и в практике черной магии, что же именно получится «на выходе». В условиях старения звезд и естественного снижения «звездного динамизма» с одновременным отсутствием класса «новой звездности», конспирологические соображения неизбежны. Лично мне некоторое время казалось, что определенные команды (включая Италию, Гану или даже Украину) в ФИФА будут искусственно «тянуть» по политическим мотивам, по крайней мере — до полуфинала. Очевидно, что на этом чемпионате были и «неправильные команды», которые были нежелательны в турах выше четверть-финала. Речь идет, прежде всего, об Австралии, показавшей более, чем достойную игру. Но даже любая конспирология меркнет перед тем, что реально происходит в современном футболе, то есть возвращением не звезд, а команд. И это тенденция, как бы она не проявилась в будущем, сама по себе не может не радовать.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram