Напомню читателю, что в декабре нынешнего года Евросоюз должен, наконец, определиться, хочет он видеть в своих рядах Турцию или нет. По сути дела, речь идёт о выдаче Европой сертификата туркам: их как бы признают как бы полноценным и как бы европейским народом. Так считают сами турки, добавляя: «и восторжествует, наконец, историческая справедливость!». Правда, так называемые европейские консерваторы почему-то убеждены, что речь идёт не о признании Турции европейской страной, а о сдаче нынешней Европой всех исторических, духовных и культурных позиций, но, следуя правилам политической корректности, мы не будем эти точки зрения оценивать. Кому что нравится, как говорится.
По мере того, как заявленный нынешним турецким правительством срок, после которого всё волшебным образом изменится, становится всё ближе, в стране нарастает настоящая волна газетно-журнальных исторических изысканий. Со стороны это кажется наивным и смешным, но, если задуматься, процессы происходят очень и очень серьёзные.
В прошлом году исполнилось 450 лет со дня падения Константинополя. Эта дата до сих пор не даёт покоя турецкой интеллигенции. Она, как это и положено всякой приличной интеллигенции, постоянно испытывает за столь давнее событие некий странный стыд. Мы, мол, совершили преступление против Европы (если бы в исламской традиции существовала идея покаяния, они призвали бы всех турок покаяться). Почему-то при этом никто из турецких мыслителей не пользуется известным большевистским принципом «в истории нет сослагательного наклонения» (что на русский язык переводится, как «кто победил, тот и есть положительный исторический герой») и предпочитает уныло ворчать по поводу «грязного Стамбула», которому так далеко до первоклассных европейских столиц. Кстати, многие российские журналисты до сих пор убеждены, что Стамбул — столица Турции. Интернет на соответствующий запрос выдаёт сотни страниц, содержащих такую вот географическую благоглупость. Что ж поделаешь, представители нашей четвёртой власти — люди, видимо, консервативные, с богатой памятью, да и столицу перенесли в Анкару всего каких-то 80 лет назад, мелочи, по историческим-то меркам…
Так вот, возвращаясь к нашим турецким интеллигентам, отметим, что они вовсе не намерены этот комплекс как-то скрывать или загонять в подсознание. Да, особо утончённые эстеты пишут статьи об «отвратительном Стамбуле» или о том, что «нам надоела родная грязь». А с другой стороны, страдания по поводу того, что «мы не немцы» любого нормального человека могут попросту, извините, задолбать, и в ответ на страницы газет вырывается здоровая историческая реакция…
В турецком случае это — статьи про то, что турки-османы принесли в Константинополь не что иное, как культуру, свободу и даже права человека! Вы не ошиблись, читатель, именно права человека, источником и основой которых, как известно, является Коран. В Европе о таких вещах не слыхивали до начала 20 в., а вот в Османской империи, оказывается, эти самые права процветали, пока… пока тоталитарные и хищные западные державы не навязали Стамбулу грабительские договоры и не попытались уничтожить всех мусульман.
Если почитать турецкую прессу, то картины жизни в Константинополе накануне османского завоевания представятся настоящим фильмом ужасов. Чисто «Архипелаг Гулаг»… Мракобесие, тирания, голод, репрессии, стон угнетённых рабов. Потом приходят турки, и тут же наступает всеобщее счастье. Вывод? Он очевиден: «это не мы должны комплексовать, а Европа, она нам ещё должна сказать спасибо за спасение жителей Константинополя!».
Между тем, в Турцию едет всё больше туристов (за последние полгода уже 1,8 млн), и смотрят они — на что? Правильно, на греческие, римские и византийские развалины. Естественный вопрос, который возникает у европейского обывателя: «Кто разрушил Эфес?». «Не мы!» — в один голос кричат турки.
На этот случай имеется великолепная историческая теория, согласно которой древние тюрки (хетты; правда, в современной этнографии хеттов принято считать индоевропейцами, но ведь это же мелочи, правда? Да и наука-то необъективная, созданная на Западе продажными сторонниками римского папы…) издавна жили в Малой Азии, создав там ещё в середине 3 тысячелетия до нашей эры богатейшую и сильнейшую империю. Потом под ударами западных захватчиков, тех же греков-эллинов (»агрессивной, молодой варварской нации») утончённые хетты вынуждены покинуть Малую Азию и уйти в закаспийские степи. Где они путём просвещения и личного примера создают мощный конгломерат тюркских народов. А потом, усилившись и приняв ислам, самую современную и разумную религию на тот момент, возвращаются на историческую родину, огнём и мечом изгоняя её захватчиков.
Следует отметить, что туркам в последнее время просто «прёт карта». На экраны мира вышел блокбастер «Троя», который и дал все ответы на вопросы европейского обывателя. Троей правил справедливый царь Приам, по происхождению, естественно, тюрок (»потому что добрый и справедливый!»). Значительно более тупые и примитивные греки из Пелопоннеса обманом захватывают Трою и превращают её в груду развалин. Вот и ответ! Все древние памятники в Малой Азии уничтожили греки, в том числе в результате многолетних междоусобных войн.
»Троя» пришлась настолько «в кассу» нынешней Турции, что культурные отделы турецких посольств в ряде стран мира добились проведения выставок туристических достопримечательностей Малой Азии перед сеансами. Так было, например, в Испании — об этом много писали турецкие газеты. Сама Троя, до недавних пор место, интересное в основном немногочисленным поклонникам идей Шлимана, историкам и филологам, стала стремительно превращаться в настоящий центр туризма. Коммерция, которую, как известно, благословил сам пророк Мухаммед, восторжествовала. И, смех смехом, а результат оказался весьма и весьма приличный. Можно сказать, success story. Тут надо учиться, а не кривить рот в эстетской усмешке.
А в последнее время пресса прямо-таки распоясалась. Сплошные исторические изыскания! Правда, отчасти они инициированы самими европейцами. К примеру, английские историки выяснили, что османский флот в 1588 г. спас Британию от испанских захватчиков. Оказывается, тогда «Непобедимая Армада» неминуемо разгромила бы англичан, если бы не турецкие морские манёвры в Средиземном море, отвлекшие на себя часть испанского флота. Событие, несомненно, для европейской истории ключевое. Страшно подумать, что было бы в ином случае — гибель английского протестантизма, победа контрреформации в Европе, а уж государство под названием США просто никогда бы не возникло… Так что в нынешней версии истории виноваты турецкие султаны и адмиралы, к ним все претензии, пожалуйста…
Почти в то же самое время ещё один турецкий адмирал, Пири Рейс, создал карты, на которых весьма точно показана Антарктида, о которой тогдашние европейцы и слыхом не слыхивали. Ну и, понятное дело, в Османской империи медицина тоже была на грани фантастики: там даже делали операции по лечению близорукости и изобрели психотерапию.
Не будем много говорить об искусстве — упомянем лишь, что даже пресловутая статуя Свободы, оказывается, была построена на турецкие деньги и предназначалась для установки у входа в Суэцкий канал. Кстати говоря, символизировала она поначалу вовсе никакую не идею свободы, а свет мудрости, идущий из Азии. Лишь по стечению обстоятельств получилось, что она заняла нынешнее место и стала выражать нечто совершенно иное. Эту историю во всех подробностях недавно рассказала читателю газета «Хюррийет».
В общем, в какой-то мере туркам можно позавидовать. Никакого самокопания и рефлексий, никаких страданий по поводу «нашей проклятой рабской истории». В нынешней жизни не нравятся только две вещи: грязь и бюрократия. Зато история была прекрасной, а будущее ещё прекраснее. Надо сказать, что средний турок, в общем-то, настроен умеренно-патриотически, и без особого повода свою страну поносить не будет. Если ему что-то не нравится, он объясняет это «растленным влиянием Запада» или «окаменевшими традициями деревенского ислама» (тут уж кто что предпочитает). А вообще-то у Турции имеются её европейская ориентация и её опыт современного, демократического мусульманства. Это два таких камня, которые всё на свете перетрут! Так что местный житель, не задумывающийся об исторических перспективах, как правило, горд за свою страну. А официальная Анкара лишь поощряет его гордость — недавно здесь прошли государственные мероприятия, посвящённые 2213-й (не падай со стула, читатель!) годовщине создания турецких сухопутных войск, которые, оказывается, были сформированы по приказу некоего Мете-хана, вождя гуннов…
Мощная пропагандистская кампания оказывает своё воздействие на умы не только в Турции, но и за рубежом. Недавно во французском журнале «Le Point» появилась статья Патрика Бессона «Европейская Турция», где автор пишет прямо: «Нет более европейского народа, нежели турки. Потому что они намного дольше нас живут в Европе». И все европейские учреждения — всего лишь повторение уже существовавшего опыта османов. К примеру, в турецком меджлисе в 1909 г. было 147 турок, 27 албанцев, 26 греков, 14 армян, 10 славян и 4 еврея. «Разве это не прообраз нынешнего Европарламента?» — риторически вопрошает П.Бессон.
В хоре национального самовосхваления, где иногда проскальзывают даже какие-то визжащие нотки, полностью теряется взгляд людей, способных оценить ситуацию более-менее объективно. Один из них, публицист Бурак Бекдиль, недавно в газете «Turkish Daily News» напомнил, что некий малоизвестный мыслитель, писавший свыше полувека назад под псевдонимом Сакаллы Джелал (Бородатый Джелал), как-то сказал: Турция — корабль, который плывёт на восток, но те, кто находится на его борту, изо всех сил бегут в обратную сторону и при этом уверяют себя, будто всё больше приближаются к Западу.
А корабль тем временем плывёт. И плывёт он именно на Восток. Другое дело, что и нынешний Восток тоже быстро меняется.
Тем временем у Европы осталось всего полгода для того, чтобы решить — утянет её турецкий корабль в восточном направлении или, наоборот, стабилизирует эту загадочную упряжку ЕС, напоминающую басню о лебеде, раке и щуке? Прогнозировать что-либо пока рано. Важно отметить одно — Турция, предоставленная самой себе, похоже, будет более опасна для Европы, чем в рамках Евросоюза. Понимают ли это еврочиновники, которые будут решать вопрос о турецких перспективах? Неизвестно… Посмотрим — очередной акт колоссального спектакля трагической европейской истории должен произойти на наших глазах.
В заключение хотелось бы сказать одну важную, как мне кажется, вещь. На наших глазах история как «объективная наука» превращается в миф, в поле для самых разнообразных интерпретаций, включая полностью бредовые. Мы всё смеёмся над Фоменко с Радзинским, и совершенно зря. Похоже, такого рода историческая литература составляет будущее человечества, и 21 век окажется царством исторического мифа. Так что турецкие попытки вывести себя от древних хеттов кажутся смешными только на первый взгляд. А ведь это — «вектор». На наших глазах обкатываются модели, которые, похоже, будут играть важнейшую роль в пропаганде уже в следующем десятилетии.