МОСКВА. Дело о покушении на журналиста Олега Кашина - вопрос следствия, виновных должен установить суд, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на просьбу журналистов прокомментировать заявления жены одного из подозреваемых в интервью. газете "Коммерсант". Песков дал понять, что президент не будет никак реагировать даже на информацию о том, что существует аудиозапись, на которой Андрей Турчак непосредственно заказывает избиение журналиста.
"Реагировать на это не будем никак, это вопрос следствия, и только следствие может и должно установить, насколько обоснованы подобные серьезные обвинения и зиждятся они на чем-то реальном или нет", - подчеркнул Песков.
"Признание виновным - это только вопрос суда", - отметил пресс-секретарь главы государства. "И никто ни в каком интервью кого-то назвать виновным не вправе", - публично слукавил Дмитрий Песков.
Напоминаем Дмитрию Пескову о том, что назвать виновным вправе кто угодно, кого угодно, так как у нас в стране - свобода слова. Эта свобода уравновешивается, разумеется, ответственностью того, кто называет. То есть, в данном случае, чисто технически, губернатор Псковской области Андрей Турчак имеет полное право подать в суд на Елену Веселову о том, что она умалила его честь, достоинство и деловую репутацию, почти так же сильно, как Олег Кашин, который мимоходом назвал его "сраным". Мы, правда, сильно сомневаемся, что он снизойдёт, скорее всего к ней и дальше, при полной пассивности следствия, будут ходить, звонить и угрожать какие-то невнятные люди.
Однако острота ситуации, на наш взгляд, состоит не в этом.
Дмитрий Песков, по всей видимости, увлёкшись заочной PR-баталией с молодым политиком Алексеем Навальным, немного забыл о том, что Президенту страны вовсе не обязательно объявлять Турчака виновным, чтобы отправить его в отставку.
У нас законодательство предусматривает, например, такую формулировку при отстранении глав регионов, как "за утрату доверия".
Помнится, Президент Дмитрий Медведев, публично пообещавший, что все (а не только технические исполнители) виновные в нападении на Олега Кашина будут наказаны, вполне успешно воспользовался формулировкой о доверии, отправляя в отставку мэра Москвы Лужкова.
Значит - работает.
И, значит, либо Президент Владимир Путин не желает выполнять обещание своего партнёра по творческому и политическому тандему, либо по-прежнему доверяет господину Турчаку и не видит оснований что-то делать.
Ну что же.
Дмитрий Песков сказал, а мы, журналисты, услышали.
Теперь, казалось бы, дело за малым - вспомнить в блогах про агентов Госдепа, дестабилизирующих обстановку в Псковской области, прислать к Елене Веселовой проверку из органов соцзащиты на предмет защиты прав её детей от родителей, на саму возбудить дело за экстремизм и вопрос будет закрыт, как это принято у нас в стране.
Но, возможно, не всё так просто.
Мы хотим напомнить Дмитрию Пескову, что вопрос о том, что существует прямое и недвусмысленное доказательство того, что один из российских губернаторов заказывал убийство - это не тот вопрос, на который следует отвечать непроницаемой физиономией и вальяжным, барским спокойствием.
Это не вопрос следствия, как он попытался сделать вид.
Это вопрос Президента РФ, который за последние годы сосредоточил у себя в руках практически полный контроль за губернаторами.
Господину Пескову, а не анонимному следователю, следует сейчас отвечать общественности на вопрос о том, почему важной свидетельнице не предоставлена госзащита.
Господину Пескову, а не представителям пресс-службы СК РФ следует сейчас отвечать на вопрос о том, существует ли это доказательство или нет, и насколько оно весомо, проводились ли следственные действия по получению этой аудиозаписи сразу же после появления скандального интервью или следователь, пожёвывая сопли, "не усматривает в них необходимости".
Дмитрий Сергеевич. Это ВАШ с патроном вопрос, а не вопрос следствия. Это Президент РФ находится в такой ситуации, что под его личным началом работает возможный организатор убийства, а не следствие. Для следствия общения с убийцами - рутина. Для Президента РФ иметь в своей команде возможного преступника такого уровня - скандал и политическая неудача.
Господину Пескову, а лучше - господину Путину лично следовало бы публично обозначить позицию по вопросу о том, почему в этой ситуации сохраняется его доверие к Турчаку.
Если в ответ мы слышим, что "реагировать никак не будем" - значит и выводы делаем негативные не про Турчака и господина Пескова, а про Владимира Владимировича Путина. Увы. Мы не можем здесь увидеть непрофессионализм пресс-службы. Только - политическую позицию.