ПАРИЖ. В Париже трое неизвестных под крики «Аллах акбар» расстреляли из автоматов и гранатомета редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo. Журнал был широкоизвестен своей публикацией карикатур на общерелигиозные темы - как в адрес мусульманской, так и в адрес христианской религии. Содержание карикатур далеко выходило за рамки стандартного юмора и было, насколько редакция АПН успела рассмотреть во многочисленных публикациях, сконфигурировано примерно в стилистике экспонатов печально известной выставки "Осторожно, религия!". Но, правда, кажется, ещё тупее.
Известно, что редакция Charlie Hebdo находилась под охраной полиции в связи с угрозами ряда мусульман "отомстить" за публикацию оскорбительных для них изображений, однако героически продолжала публиковать очередные тупые и не особенно смешные картинки.
Последовавшая реакция на терракт в блогосфере и прессе, по сути дела, поделила общество на две части.
Ряд мировых лидеров, включая Путина В.В., многие журналисты, блоггеры и просто обыватели активно выступили с оппозицией к любому насильственному решению подобных вопросов. Терроризм - не метод борьбы с оскорблениями, "Мне противно ваше мнение, но я готов умереть, чтобы вы могли его выразить" и прочее вольтерьянство было явлено обществу как стандартная, типовая реакция на подобное событие, равно как и призывы к оскорбляемым обращаться в суд, а не к бомбам. Make lawsuite, not bomb - занудный перепев старого хиповского лозунга хотя и абсолютно правомерен, но вряд ли всерьёз задевает какие-то эмоциональные струны в обществе. Всё-таки, мало в нём романтиков судебных приказов и кассационных жалоб...
Не удержался от того, чтобы высказаться в твиттере даже бывший миллиардер Михаил Борисович Ходорковский, который, кажется, очень хотел бы консолидировать российскую оппозицию вокруг себя, но ещё не знает как. "Если журналисты - достойное сообщество, завтра не должно быть газеты без карикатуры на пророка" - роздал он нам ценное указание.
Ряд "нестандартно мыслящих" лиц, тем не менее, позволили себе указать, что авторы карикатур целенаправленно нарывались и таки нарвались, что перманентное издевательство над чужими идеалами и святынями не может быть основным содержанием художественного творчества, что, наконец то, реализовалась старая идея про "а попробовали бы они в мечети" и т.д. и т.п.
Эта линия рассуждений тоже достаточно широко известна и не вызывает особого желания дискутировать.
С одной стороны, конечно, нелепо доводить вольтеровскую максиму до полного абсурда, превращая её в "сдохну, чтобы урод высказался".
С другой, вполне понятно, что в по настоящему сложном обществе неизбежно найдётся некоторое количество людей, которых морально заденет и оскорбит самим фактом своего существования вообще что угодно.
И если мы сегодня, хоть на секунду, позволим себе нотки моральной солидарности с подобными "мстителями за оскорбление", то завтра к нам самим придут и будут мстить убийством за то, что наша рожа не нравится, что у нас оскорбительно хорошая квартира и святотатственно много денег, например.
Повод прикопаться, кто кого почему оскорбил может быть найден всегда. Нет никакой серьёзной причины делать здесь какие-то специальные исключения для религиозно оскорбившихся и оправдывать убийства с их стороны, тем более, что убиты были не только сами оскорбители, но и достаточно случайные люди. Место для таких буйных - тюрьма, тут не может быть разночтений.
Однако, что характерно, и новостные заметки и блоггерский пафос в основном как-то съезжают с очень важной темы, которая вскрылась буквально таки в первые же часы после теракта.
Французским правоохранительным органом довольно быстро удалось установить, что напавшими на редакцию парижского журнала оказались уроженцы столицы Саид и Шериф Куаши – граждане Франции алжирского происхождения.
Братья Куаши в 2000-е годы занимались вербовкой боевиков для войны в Ираке. Они участвовали в сирийской войне на стороне противников президента Башара Асада.
Блоггерские и журналистские комментарии к этому факту, в основном, вызывают у нас удивление. Максимум пафоса, до которого доходят люди - это сетования на то, что мол "вот они плоды европейской толерантности к исламу" и что мол "механизм, который со скрипом, но может работать в качестве средства предотвращения конфликтов между представителями одной (европейской) цивилизации, исповедующими разные изводы христианской религии (или являющимися атеистами), политические и экономические взгляды, придерживающимися различной сексуальной ориентации и т.д., оказался де-факто неработоспособным при столкновении с иной цивилизацией, с принципиально иным набором ценностей."
Редакция АПН не может не обратить внимание вот на что:
Сам факт спокойного существования во Франции боевиков Исламского Государства и их яркого, но нетолерантного выступления, является вовсе не "эксцессом межцивилизационного столкновения", не "злоупотреблением гостепреимством". Он является логическим продолжением политики французского государства, которая систематически проводилась в последние годы.
Господа из руководства Французской Республики позволили себе активно поучаствовать в раскрутке исламистских террористических движений, которые выступили тараном для смены власти в Тунисе, Ливии, Египте и едва не свалили светские власти Сирии.
Французское государство не просто попустительствовало этим людям, оно оказывало им активную организационную, финансовую, учебную, логистическую, а в Ливии - даже и прямую военную поддержку. Прямым и явно запланированным результатом действий французских властей стало превращение Ливии и части Сирии в дикое поле, контролируемое террористами.
Мы даже не будем обсуждать мотивы.
Мы просто укажем на то, что в лучшем случае мы сейчас в Париже обнаружили ситуацию когда "бомба взорвалась в руках террориста" - произошло внеплановое срабатывание живого оружия, которое готовилось к применению по соседям.
В худшем - началось "наведение порядка" новыми хозяевами поляны.
Вне зависимости от этого, мы можем очень сочувствовать своим погибшим и пострадавшим коллегам как частным лицам, как профессионалам. Но Франция как государство и французское общество в связи с этим печальным событием особого сочувствия не вызывают - как, повторим аналогию, не вызывает сочувствия бомбист, взорвавшийся на собственной бомбе.
Граждане Франции, не выезжая куда-то ещё, повербовали террористов в Ирак, потом отправились за границу, поучаствовали в действиях террористов в Сирии, затем вернулись во Францию и им за это ничего не было. Ни уголовного дела. Ни, кажется, даже массового морального осуждения.
Подозреваем, что и журналисты Charlie Hebdo не выступали против участия Франции в свержении правительств арабских стран и вряд ли публиковали карикатуры на эти темы. И те французские газеты, которые сейчас перепечатывают карикатуры Charlie Hebdo вовсе не протестовали все как одна против того, что Франция раскармливает исламских экстремистов в Ливии и Сирии.
Всё что мы имеем сказать франузскому обществу в этой связи - не очень хорошо, дорогие, что ваши граждане начали разбираться такими способами с другими французскими гражданами на территории Франции. Но мы уверены, что это - точно лучше, чем если бы они поехали, например, к нам разбираться с нами. Может быть, это всё заставит вас как-то пересмотреть свои ценности. И не в плане уменьшения толерантности, а в плане отказа от двойных стандартов в политике.
P.S. Михаилу Борисовичу Ходорковскому редакция АПН торжественно обещает следовать духу его призыва, проявить себя достойным членом достойного сообщества и опубликовать несколько карикатур на него самого. Как только найдём повод и сумеем нарисовать. Уверены, он нас поддержит и отнесётся с пониманием, даже если мы его изобразим с масонским треугольником, торчащим из дупы, примерно как Charlie Hebdo нарисовала христианского Бога-сына.