Забавно, но я до сегодняшнего утра буквально до тошноты ненавидел стихотворение Джамбула (Джамбула Джабаева) "Дети мои, ленинградцы мои!".
Слово "забавно" тут вовсе не подходит, конечно. Скорее "глупо" и "стыдно". "Забавно" в контексте "глупо и стыдно" тут лишь то, что я, зная это стихотворение уже тридцать лет наизусть, стихотворение, написанное осенью 1941-го года - в преддверии блокады, никогда не мог вникнуть в его суть и оно не пробирало до дрожжи - как оно того стоит.
Ну, это просто издержки школьной программы. Всё-таки правда там очень многое губится, в школе. Школьной программы и государственной пропаганды.
Дело было как. Ну, мы просто учили это стихотворение наизусть в школе, как всё там вечно учат, все эти "Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.". И оно очень надоедало и казалось донельзя казённым.
Но ведь сам Лермонтов не был казённым, мягко говоря. И Джамбул не был.
Однако, долбёжка даёт такой эффект восприятия. Я не только, будучи маленьким школьником и будучи не-казахом, понимал, что если у стихотворения Джамбула и есть какой-то толк, - то лишь благодаря заслугам блестящей русской школы переводчиков ("Ленинградцев" перевёл М.Тарловский), и мне казалось, что на самом деле это "тыр-пыр" на казахском звучало иначе. Я, маленький дурачок, возмущался внутренне, что этот старый древний казахский дед - вообще смеет Самих Ленинградцев (у меня мама в Ленинграде родилась, например) называть своими детьми. "Да какие мы тебе дети, старый чёрт?!". Детство часто очень глупо, не только радикально в оценках.
Да, манера стихосложения казахских и других степных акынов - может не идеальна для восприятия европейского стихотворного уха. "Что вижу - то и пою". Но ЧТО видел этот дед в свои 95-ть в 41-м? Он умер в 45-м, несколько месяцев не дожив до ста лет. Он схоронил в эту Войну своих сыновей, ушедших на фронт добровольцами и погибших где-то под Днепропетровском. Стихи ведь - это не только форма, не только стилистика. Это содержание в первую очередь. То, что поэт видит.ё
Ведь это же молитва Богу на самом деле. Вот что такое это стихотворение. Древнего мудрого старца, наивного как ребёнок, говорящего наивным языком Богу о том, что самое дорогое, что у него есть - дети его, к которым он приравнивает сражающийся Ленинград. "...ближе брата, ближе сестры... ленинградцы, дети мои".
Кто знает - что больше помогает в победе - мужество солдат или молитвы стариков? Я вот не знаю.
И этот старый дед, проводив на Войну и своих детей, которые там и погибли, говорит Богу о том, что и ленинградцы - не его физические дети - тоже дети его, равны ему по ценности, самое дорогое. И он молится за их выдержку, за их стойкость, за их победу.
А вот почему я сегодня с утра вспомнил об этом стихотворении Джамбула. На почве довольно пошлой темы какой-то дебильной киевской провокации каких-то диких осатанелых киевских властей, вызвавших нелепый "азовский инцидент".
Ну, что там произошло-то? Ну это просто по ту сторону добра и зла. При полностью сорванном отопительном сезоне, а ведь ещё только ноябрь, при полном развале полностью разворованной экономики и при надвигающихся выборах - какой-то ушлый торгаш Порошенко придумывает какую-то дикость с одной стороны для срыва выборов - с его-то отрицательным рейтингом, а с другой стороны для нагнетания сумасшедшей "военной" истерии, на почве которой этот политический пигмей рассчитывает, что "нация сплотится вокруг вождя".
При том и войны-то никакой нет. Порошенко направляет вне всяких приличий и обычных юридических согласований во внутренние воды России, которые были российскими даже и до воссоединения Крыма, каких-то три военных катера, набитых молодыми солдатиками, у которых головы набиты лозунгами и которых Порошенке не жалко. С очевидным пониманием того, что будет инцидент, возможно жертвы, и что эти катера безусловно будут задержаны.
Чтоб потом начать истерию. Как внешнюю, так и внутреннюю. С внешней стороны тут точно никогда бы ничего не прошло - Порошенко куда как больше надоел даже не Москве, а Вашингтону и Берлину и они давно его решили сменить, тут даже без вариантов. Но, как говорится, - "чем чёрт не шутит" - "а если начнётся большая заварушка, то они меня поддержат". Не поддержат - на всякую такую злобную сволочь есть методы в том числе с российской стороны, никто ему ничего не даст и он уже за провокации получил серьёзный отлуп оттуда. Да и не будет никто с Россией ссориться из-за этого, забудьте уже эту дикую надежду Иуды.
А для внутреннего украинского пользования - истерия, какая-то просто нелепо глупая заказная кампания, которую я с утра наблюдаю в украинских СМИ и блогах про "поддержим своего президента". И хоть месяц - но можно не топить и не кормить.
Так примитивно, так пОшло, подло и жестоко, что слов нет.
Но есть люди. Масса моих друзей на Украине. Друзей как в "реале", так и в интернете. Нормальных хороших умных добрых друзей, наших братьев.
Которые не могут этого всего не понимать. Понимают, разумеется. И их много, очень много.
Но вы только подумайте - какой громадный сейчас на них груз. В "физическом" смысле это не блокада Ленинграда, конечно, но в психологическом, с моей точки зрения - не меньше. Жуткий невыносимый груз. Ну вот как даже "лайкнуть" обычный нормальный пост про эту ситуацию, если вокруг реальная дикая истерия. Адская, бешеная. Когда немедленно обвинят в "предательстве" любого. Когда напишут донос. Когда, наконец, во время дичайшего "военного положения" без войны, но с юридическими запретами - как "незаконное действие" могут интерпретировать что хотите и не просто "осудить", но именно осудить. Когда могут к твоему дому явиться не фигуральные бандеровцы, а настоящие - и поджечь дом, избить, убить. Это ведь не шуточки - если для создания такой ситуации идти на одну дикость с катерами, то уж для этого-то ума точно хватит, тем более, что это можно списать на восстание рвотных масс и их гнев.
Дичайшая ноша. Для наших друзей, братьев и сестёр.
Поэтому я не буду пошлить в духе "крепитесь", - понятно, что я этого вам желаю. Не буду успокаивать в духе "скоро всё наладится" - это тоже понятно, так всегда бывает. Не буду "пафосничать" в духе другого, не менее великого стихотворения - "Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне" - это, скорее, для нас, а не для наших братьев на Украине, покрытой мраком.
Мне просто с утра сама пришла в голову фраза "Дети мои, киевляне мои". Которую я понял во всей её мощи: вы нам очень дороги, мы всё понимаем, мы молимся за вас. Нам больно вместе с вами.