Один камрад так высказался про «Обитаемый Остров»:
- Не помню другого российского фильма, где с таким смаком показывали бы, как БЬЮТ ЕВРЕЯ. Вкусно их там бьют. По сусалам.
Припомнив соответствующие сцены, я согласился. Да, есть там такое. «По сусалам».
Тут, конечно, стоит учесть разницу в восприятии. Для целевой аудитории Бондарчука – то есть остатков советской интеллигенции – такие кадры вызывают чувства простые и однозначные, как слюноотделение у собаки Павлова. «Наших бьют».
Проблема возникает с той частью аудитории, для которой «эти картавые» – не «наши». Не то чтобы враги, а просто «не свои».
Тут нужно сначала вызывать у публики хоть какое-то сочувствие к жертвам, а уж потом показывать их страдания. Во всякой аккуратно сделанной пропагандистской продукции типа голливудской это делается обязательно, даже тогда, когда жертва тридцать три раза воспета и мифологизирована десятилетиями забойной пропаганды. Если хотите показать, как бьют цветного или гея. сначала покажите, какой он хороший. Причём хороший не по-своему, а по-нашему. Чтоб чужим было понятно: это не такой уж чужой, это тоже человек. С ручками, с ножками, с человеческими чувствами. А вот его враги - ужас-ужас какие монстры. И вот только после этой вводки можно показывать, как бьют.
Если же этим высокомерно пренебречь – получается именно то, что получилось у Бондарчука. Потому что совершенно неясно, с какого перепугу этим «жидам интеллигентским» надо сострадать. Может, их правильно мутузят.
И ведь что характерно: когда дело доходит до объяснения причин, это чувство только крепнет. «Новодворскую с диссидентами», каковыми выставили подпольщиков,
не жалко.