Мы намерены ввести мораторий на принятие законов, ухудшающих финансовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства

Достоверно оценить количество малых предприятий в нашей стране не способен даже наш Росстат. Ведомство ссылается на «сложность статистического учета субъектов малого предпринимательства в России», и уже объявило о программе бизнес-переписи в 2016 году, начиная с первого квартала. За деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться, по названию программы, «Сплошное статистическое наблюдение».

Последние официальные данные о количестве МП были таковы: на 1 января 2014 года, в России зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства.  По утверждению Росстата на них работают 25% от общей численности занятых в экономике.

Политик Иван Грачев, автор упрощенной системы налогообложения, был также автором первого закона  о государственной поддержке малого предпринимательства, датированного 1994 годом.

- Иван Дмитриевич, выходит, что малых предприятий у нас уже больше 5 миллионов?

- Думаю, что реально в стране примерно миллион функционирующих малых предприятий, не более. Мы общаемся с людьми, занимающимися малым бизнесом, и видим, что никакого взрывного роста там не было.

- Пишут, что растет также количество индивидуальных предпринимателей…

- Да это ерунда! Просто крупные сети, в рамках своей структуры, переводят часть магазинов в якобы индивидуальных предпринимателей.  У них грамотные юристы и бухгалтеры, и таким образом они просто оптимизируют налоги.

- Было поручение президента, касающееся малого и среднего бизнеса, правительство принимало решение о налоговых каникулах для начинающего бизнеса. Как это повлияло на малые предприятия?

- Правительство действительно в очередной раз обещало налоговую преференцию малому бизнесу. Но на деле все свелось к обычной профанации - решение о введении налоговых каникул отдано на откуп регионам. А ничего подобного регионы не сделают, и в том же правительстве это отлично понимают.

- Но почему?

- Потому что большинство субъектов РФ банкроты, в силу того, что около 2/3 реальных доходов стянуто в федеральный бюджет. И никаких шансов осуществлять налоговые маневры и послабления регионы не имеют. Более того, там все организовано так, что если регион выдает какие-то льготы, то немедленно его лишают части федеральных субсидий. Его тут же начнут обвинять в том, что он раздал налоговые льготы, и тут же части субсидий лишат. То есть это все чистейшей воды блеф!

- Получается, что государство вслух декларирует некие инициативы в помощь малому бизнесу, а потом закулисными действиями само же их дезавуирует, я правильно понимаю?

- Да, я считаю, что в таком виде ничего значимого в целом для страны эта мера дать не может, это чистейшей воды профанация. Есть два три региона-донора, которые могут себе позволить устроить для бизнеса налоговые каникулы, но в целом стране это ничего не даст.

Там еще много оговорок.  Под налоговые каникулы не подпадают все юридические лица, воспользоваться ими могут только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере.  Трудно себе представить работу с инновациями в одиночку. На практике обычно собираются несколько человек, и делают все для применения научных разработок в практике, в производстве. 

- Выходит, что страховка у власти двойная:  то право решать возлагают на нищих субъектов федерации, то просто убирают в документе все самое важное из ранее обещанного. Кстати, президент Владимир Путин давал правительству поручение обеспечить в период с 2015 по 2018 годы неизменность условий налогообложения. С этим-то как?

- Тут тоже появились оговорки.  Речь только об условиях, установленных федеральным законодательством. А субъекты РФ в рамках полномочий, предоставленных им НК РФ, налоговую нагрузку смогут увеличивать. 

- Уменьшить  они не могут, потому что их лишат тогда части федеральных субсидий. А увеличить налоговую нагрузку…

- Да, увеличить налоговую нагрузку субъекты федерации могут беспрепятственно. И по собственной инициативе, в рамках полномочий, предоставленных им налоговым кодексом.

- Но зачем говорить одно, а делать другое - создавать малому предпринимательству все эти препятствия? Откуда берется постоянно этот блеф? И эти обсуждения о якобы развитии малого предпринимательства? Все похоже на бег в мешке.

- Просто это связано с двойственностью всей нашей власти. Мне кажется, из этой двойственности вытекают и все эти фальшивые мероприятия по псевдоподдержке  малого бизнеса.

Реальной властью в стране обладает правящая бюрократия. Причем, сырьевая, которой никакой малый бизнес на дух не нужен, за исключением небольшого количества тех, кто маникюр им делает, волосы стрижет – ну, обслуги.  Никакие сложные инновационные малые предприятия им вообще не нужны. Но одновременно они пользуются услугами либерального блока в нашем правительстве, который создает видимость того, что он пытается все сделать, как в Америке. И с одной стороны, либералы обслуживают реальную власть, то есть правящую бюрократию, а с другой позиционируют себя, как демократы. На словах они демократизируют законодательство, а на деле обкладывают оговорками, низводящие суть тех же законов в ноль, в «зеро». То есть это чистой воды имитация, насмешка над предпринимателями.  

- А как было в вашем законе о государственной поддержке малого предпринимательства, принятом Госдумой в 1994 году?

- Полные двухлетние каникулы всем  начинающим предпринимателям, и неполные 5-пятилетние. Это прямо в законе было. Такая льгота обеспечила в те годы реальный рывок в развитии предпринимательства - число занятых увеличилось с 7% до 13%. Сегодняшние цифры – это мифические цифры. То есть, когда рассказывают, что у нас там 5 млн малых предприятий и 25 млн работающих – это чистейшая туфта.

- Интересно, легко ли это принималось в Госдуме в 1994 году?

- В первом парламенте было много людей, по-настоящему демократически настроенных, грамотных и профессиональных, которые прямо зависели от своих избирателей. Но было и противодействие - номенклатура еще тогда быстро нашла общий язык с либералами, почувствовала с ними родство. Потом это единство оформилось, как вы помните, в политическую партию «Наш дом – Россия», прообраз нынешней «Единой России». И правящая бюрократия уже тогда понимала, что подвинуть их в сторонку от власти способны никакие не коммунисты, а развитые свободные малые и средние предприниматели. А либеральная часть – она уже тогда пыталась все сделать, как в Америке. Ну, например, написать вот такой, как сегодня, налоговый кодекс. «Огрызки» гайдаровской команды и сейчас в правительстве – это Улюкаев, Силуанов. Правда, сегодня они, по факту, только имитируют, а на деле обслуживают правящую бюрократию.

- А упрощенная система налогообложения, или «упрощенка», как ее называют, проходила в думе легко?

- На это потрачено много усилий, и много лет. Так же, как и на мой закон об ипотеке.

- И в чем была главная сложность?

- Пожалуй, в неумении предпринимательского класса политически оформиться, организованно защищать свои права. Это лишало поддержки снизу, и постоянно приходилось действовать вопреки.

- Но вы-то как раз пытались их консолидировать. Я нашел сегодня в интернете: «Лидер партии развития предпринимательства, депутат Иван ГРАЧЕВ полагает, что в ГД нужно создать новую фракцию, а еще лучше - партию, которая бы отстаивала интересы среднего и мелкого бизнеса, который должен, по его мнению, в будущем быть главным классом в России». 

- Да, мы хотели провести в Госдуму наших единомышленников, которые бы в короткие сроки подчистили налоговую систему так, чтобы она была выгодна предпринимателям и всей стране. И кое-что нам удалось – пробить ту же «упрощенку», например. Но партию развития предпринимательства запретили прямо перед выборами.

- Сегодня, как лидер новой «Партии Профессионалов», что вы предлагаете по налогам?

- Мы намерены ввести мораторий на принятие законов, устанавливающих новые виды налогов или увеличивающих размеры налоговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства и тем самым ухудшающих их финансовое положение. Эта норма должна быть законодательно закреплена в качестве основного принципа государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Нами предлагается снижение налога на добавленную стоимость с возможной заменой на встроенный налог с оборота.  Плюс отмена налогов для некоторых видов малого и инновационного бизнеса. Позитивной мерой мы считаем расширение льгот по уплате страховых взносов для малых и инновационных предприятий. Мы требуем моратория на исчисление налога на имущество на основе кадастровой стоимости недвижимости. На первом этапе налог на недвижимость должен распространяться только на элитное жилье, в виде налога на роскошь. И еще мы за налоговое дестимулирование финансово-банковского сектора экономики.

- То есть, за конкретную экономику и против виртуальной?

- Да, за реальную экономику.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram