- Какова сейчас идентичность крымчан, чем она отличается от идентичности населения Новороссии и Донбасса, насколько она русская и насколько далека от "белой"?
- Русскоязычное население Крыма (а это не только этнические русские, но и представители других национальностей) в большинстве своем всегда тяготело к России. Эти настроения были все время нахождения полуострова в составе независимой Украины. Особенно сильны они в Севастополе - городе русской воинской славы. В обычное время тлевшее под спудом бытовых и социальных проблем, недовольство русских крымчан навязываемыми им ценностями и моральными установками, в критический момент прорвалось наружу, следствием чего стал всеобщий подъем, который произошел 23 февраля в Севастополе. Увидев в победе Евромайдана не только вооруженный переворот, но и прямую угрозу правам русскоязычного населения, люди выразили недоверие "революционной" киевской власти, организовали отряды самообороны, приняли решение не платить налоги и другие бюджетные отчисления, избрали собственного городского главу. До этого глава администрации назначался специальным президентским указом. К вопросу об идентичности. Не погрешу против истины, сказав, что в обычное время довольно значительное количество русских крымчан не было свободно от рудиментов советской идеологии, видя в ней альтернативу русофобии и экстремизму. Именно поэтому разговоры о десоветизации, о преступлениях коммунистического режима в Крыму (красном терроре 1917-1921 гг., коллективизации, "ежовщине") воспринимались довольно прохладно, - во многом по причине того, что антикоммунистическую риторику используют и украинские националисты, для которых большевизм - одно из обличий России. Тем не менее, процесс пробуждения русского самосознания шел. С начала 2000-х было сделано немало для увековечивания памяти жертв массовых расстрелов 1920-1921 гг., традицией стали дни памяти Русского Исхода - эвакуации армии генерала Петра Врангеля из Крыма осенью 1920 г. Как о преступлении и трагедии о красном терроре, который захлестнул полуостров после его оставления белыми, стали говорить и те люди, которые в целом положительно относились к советской системе. В преодолении рудиментов красной идеологии наиболее весомую роль играет Русская Православная Церковь.
Но споры об истории среди крымчан сегодня на время утратили свою актуальность. Угроза насильственной украинизации, убийств и погромов, заставили забыть разногласия. Это нельзя передать никакими словами. Никогда прежде не видел такого единодушия. Вне зависимости от взглядов и политических убеждений, жители Севастополя вдруг осознали себя РУССКИМИ.
Безусловно, каждый при этом остался при своих убеждениях. Однако повторимся, сейчас политические и идеологические споры оттеснены на второй план. Произошло невероятное: впервые за долгое время люди обрели единство и общность. И пусть я уверен, что после того как обстановка нормализуется, имевшие место дискуссии возобновятся - они уже не будут проходить столь остро. По крайней мере, первое время.
Идеальным решением было бы закрепить эту стихийно пробудившуюся русскую идентичность, апеллируя к опыту нашей богатой истории, которая отнюдь не началась в октябре 1917 г. и не исчерпывается советским периодом. Отчасти это уже происходит. Наравне с образами защитников Севастополя, оборонявших город в 1941-1942 гг. сейчас востребована память о героизме солдат и офицеров царской России, воинов древней Руси.
Если понимать под Белой идеей выраженное стремление к противодействию революционному хаосу, смуте, раздорам и распрям, желание стабильности, мирной жизни, законности и правопорядка, уважение прав личности, защита от посягательств собственной культуры, истории, религии, языка, - то без сомнения, да, по крайней мере, для севастопольцев сейчас эти ценности являются основополагающими. Полагаю, тоже самое можно сказать и о русском населении других городов полуострова, равно как и регионов Юго-востока страны. Разница заключается лишь в степени самоорганизации, возможности эффективно противодействовать экстремизму и проявлениям русофобии.
- Каковы сейчас видятся перспективы автономизации Крыма и других регионов Юго-Востока? О каком статусе мечтают в Крыму? Попытка объединения движений за широкую автономию Крыма и автономию регионов Юго-Востока - расширение возможностей для русского дела или угроза Крыму быть ещё глубже втянутым в олигархическую Антироссию?
- Изначально севастопольский протест базировался на признании нелегитимной нынешней киевской власти и неисполнении ее распоряжений. Вопрос о выходе из состава Украины поначалу открыто не ставился. В тот момент Виктор Янукович оставался легитимно избранным президентом (которым он, к слову, является до настоящего времени), и противодействие деятелям Евромайдана строилось, исходя из данного постулата. При этом нельзя сказать, что жители Севастополя, Крыма и Юго-востока страны являлись активными сторонниками Партии Регионов. На президентских выборах в 2010 году люди отдавали свои голоса за этого кандидата, будучи убежденными, что избирают меньшее из всех зол. Во время противостояния в Киеве большинство Крым и Юго-восток поддерживали действующую власть, в надежде, что та проявит решительность в отношении участников массовых беспорядков. Никто не ожидал такого поворота событий.
Поэтому сказав, что люди были разочарованы в президенте, значит ровным счетом не сказать ничего.
По моим наблюдением, среди крымчан и жителей Севастополя нет единого мнения о будущем статусе края. Вне всяких сомнений, многие русскоязычные люди мечтают о вхождении Крыма в состав России на правах субъекта федерации (автономной республики). Часть высказывается за расширение прав автономии в составе Украины (такой вопрос будет предложен и на референдуме о статусе полуострова, который планируется 16 марта). Звучали мнения и о возможности провозглашении независимости.
Очевидно одно: ни один из этих вариантов неприемлем для Киева. И если у Крыма на данный момент существуют реальные шансы стать частью РФ, то регионы Юго-востока сейчас такой возможности не имеют. Киевская власть попытается навести там свой "революционный" порядок. Некоторые проявления этого можно наблюдать уже сейчас. Учитывая изложенное, налаживание взаимодействия русских организаций на Украине нахожу положительным, поскольку единство лучше чем разобщенность. Объединившись, можно эффективнее отстаивать права русского населения при любом повороте событий.
- Каков, на Ваш взгляд, возможный путь спешного развития русской крымской идентичности, что это даёт для русского дела на Украине и в России?
- Не буду давать определенных прогнозов. События развиваются слишком стремительно. Ограничусь предположением, что светоч, зажженный в Крыму и на Юго-востоке Украины, станет ориентиром для русских людей не только на всем постсоветском пространстве, но и в самой России.