Вокруг национального вопроса в республике Татарстан сломано уже немало копий. Русские движения Татарстана утверждают, что в республике дискриминируется русское население, а республиканские власти утверждают, что права русского меньшинства в республике надежно защищены, отметая все доводы националистов как не выдерживающие критики.
Обе стороны высказывают массу эмоций, однако с цифрами у обоих сторон конфликта слабовато. Что ж, вооружимся циркулем и линейкой и попробуем восполнить этот досадный пробел.
Для начала, немного истории: Соотношение между русскими и татарами в республике на протяжении всего 20 века практически не менялось. Численность русского населения (в процентном соотношении) достигла максимума в 1989 году когда на территории Татарстана проживало 43,26% русских и 47,65% татар.
Однако, с конца 80х этот баланс был нарушен в пользу «титульной нации». Количество русских начало снижаться и к настоящему моменту в республике проживает 53,15% - татар и 39,65% - русских.
В количественном выражении потери русского населения Татарстана за прошедшие годы составили 73 992 человека, а численность татар выросла на 247 167 человек.
Объяснить возникшую диспропорцию только особенностями культуры и вдруг снизившейся рождаемостью нельзя, поскольку рождаемость в русских и татарских семьях практически одинаковая, а потому попробуем подробно разобрать факторы влияющие на комфортность проживания в данном регионе.
Последние 20 лет татарская национальная культура и ислам переживают период ренессанса. Во многом это происходит за счет государственной поддержки. Однако равного по масштабам возрождения русской культуры и Православия в республике не произошло. К началу 1917 года в Казанской епархии насчитывалось: 794 церкви, 27 монастырей и 419 часовен. Таким образом культовых сооружений относящихся к РПЦ было 1240.
Действующих мечетей насчитывалось 1598.
К 1989 году действовало два храма и 15 мечетей. За последние 20 лет было восстановлено и построено заново более 1500 мечетей. В 1998 году открылся Российский Исламский Университет кроме него действуют три высших и около 10 средних медресе по подготовке профессиональных священнослужителей. Количество Православных храмов не превышает 150.
Таким образом, на 1 мечеть приходится 1340 условных прихожанин, а 1 Православный храм приходится на 10 000 условных прихожан.
Возможно, основной причиной столь серьезного изменения баланса стал приход к власти национал-сепаратистов во главе с Минтеймиром Шаймиевым. В первую очередь их приход сказался на этническом составе органов госуправдения и экономического блока.
В книге «Самые влиятельные люди России — 2003» выпущенной Институтом ситуационного анализа и новых технологий (ИСАНТ), под руководством профессоров А.П. Ситникова, И.Я. Даровина и О.В. Гаман-Голутвиной отмечается, что основным принципом формирования элиты в республике является принадлежность к клану под которым понимается неформальная группировка, которая связана тесными родственными или дружескими узами, а также местом происхождения, и отношения внутри которой носят преимущественно иерархический, патронажно-клиентелистский характер.
Само по себе это не является чем-то уникальным для России, скорее уж наоборот, но в Татарстане на клановость накладывался национальный аспект.
В исследовании отмечается, что в 2002 году по этническому составу более 80% местной политической элиты составляют татары, остальные - представители иных этнических сообществ. Если эти цифры сопоставить с данными об этническом составе населения Татарстана (48,3% татар, 43,5% русских и 8,2% представителей других национальностей), то можно сделать вывод, что этнический состав элиты адекватно не отражает этнический состав населения Татарстана.
Среди основных механизмов рекрутирования элиты РТ - общность этнического происхождения, землячество, опыт совместной работы в прошлом, подчеркивается в исследовании.
Возникает вопрос, как изменилось данное соотношение за прошедшие 10 лет. Чтобы на него ответить была собрана информация о составе Правительства РТ, Госсовета, депутатах Государственной Думы от Республики Татарстан, Совета Федерации, а также мэрии г. Казани. Все указанные лица были условно разделены на «русских» и «татар». Сразу оговорюсь, что использованный метод дает определенную погрешность. Например, Захарова Светлана Михайловна, не смотря на русские ФИО является татаркой по-национальности, а Логинов Василий Платонович — мордвином. Обратной информации о том, что чиновники и депутаты с татарскими фамилиями имеют иную национальную принадлежность выявить не удалось. А потому национальность мы берем в кавычки.
Всего было проанализировано 150 чиновников. Из них 99 - «татары», 51 - «русские». Таким образом, процентное соотношение «русских» среди чиновников составляет 34%, напомню, что по данным переписи 2010 года в республике проживает 39,65% русских. Из этого можно сделать вывод, что общий национальный баланс в органах госвласти лишь немного смещен в пользу «титульной нации».
Стоит отметить, что в некоторых отделах мэрии города Казани «русских» численно больше чем «татар». Например «русских» больше в отделах связанных с делопроизводстовом, канцелярией, IT и информационной безопасности. Более половины «русских» в отделе дорожного строительства и в экономическом блоке.
Полностью «татарскими» является АХО, машинописное бюро, ЖКХ, отдел кадров отдел поддержки и развития языков. В остальных структурах присутствуют обе национальные группы. В большинстве случаев отдел возглавляет «татарин», а «русским» отходит роль инженерно-технических специалистов.
Среди руководителей среднего звена доля «русских» не превышает 22%, а среди руководителей высшего ранга «русских» не более 10%.
Таким образом, за прошедшие с момента проведения исследования доля русских управленцев среднего и высшего звена продолжает постепенно снижаться.
Аналогичная ситуация сказывается и в сфере образования. В Казанском федеральном университете среди восьми проректоров только один является русским.
В 2010 году журналисты спросили председателя республиканского Госсовета Фарида Мухаметшина: «По каким причинам русских мало среди чиновников и руководителей разных отраслей?» Получили ответ: «Нам нужны профессионалы. Среди русских они отсутствуют». Никакой реакции от руководства республики не последовало. Как мы видим из вышеприведенного анализа это высказывание не только не соответствует действительности но и является оскорбительным по отношению ко всему русскому населению республики.
Следующая болевая точка — языковой вопрос. Согласно действующего республиканского законодательства русский и татарский языки имеют равное значение. Для них установлен равный объем изучения в школьной программе. В целом, 20-ти летний опыт изучения татарского языка «как родного» для русских школьников можно признать неудачным. Обещанных «конкурентных преимуществ» русские не получили, зато получили заметное снижение уровня грамотности молодежи на фоне других регионов России.
Это, в свою очередь, уменьшает шансы на поступление в ВУЗы за пределами Татарстана. По словам руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раиса Сулейманова в школах Татарстана за 10 лет учащиеся «получают» 700 часов уроков по русскому языку. А, например, в Московской и Ульяновской областях – 1200. Разницу приходится компенсировать занятиями с репетиторами.
Все это вызывает вполне обоснованные вопросы и возмущение родителей. Родители стали выходить на пикеты, требовать предоставления их детям возможности изучать русский язык в полном объеме.
Большую полемику вызывает новый законопроект «о языке» от которого русские жители республики ожидали устранения имеющихся диспропорций и выравнивания объема изучения русского языка с другими регионами России. Однако этого не произошло. Новый законопроект по-прежнему противоречит федеральному законодательству.
Требования родителей разделяет и экспертное сообщество. По мнению руководителя Центра анализа этнокультурной, конфессиональной и миграционной образовательной политики Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольги Артеменко, в проекте закона "Об образовании в РТ", с которым она ознакомилась, есть недочеты, в частности, опять не указывается статус языка. Есть у эксперта и другие замечания: "Нужно ориентироваться в федеральном законодательстве. Сейчас в ст. 14 совершенно четко прописано: можно организовывать обучение на родном языке и изучение родного языка. В соответствии с Конституцией РФ родной язык определяется и выбирается самими учащимися или родителями (их законными представителями). И никто не вправе писать, что "в соответствии с законом Республики Татарстан".
Что касается статусов государственных языков, то, по словам эксперта, она "пять лет билась за то, что язык не может быть "как". Например, "русский как государственный", "татарский как государственный" и т.д. "Однако в проекте закона Республики Татарстан я снова это вижу, - удивляется Ольга Артеменко.
Я встречалась с учителями в Татарстане и все они в один голос говорят, что русский - это язык конкурентоспособности, обеспечения мобильности на всей территории РФ. Поэтому русский язык должен преподаваться на грамматической основе и быть направлен на развитие речи. Это язык, которым все граждане РФ должны владеть качественно".
Впрочем власти Татарстана имеют свое особое мнение на этот счет. Считая, что русское население Татарстана должно в совершенстве освоить татарский, а не русский язык. В ответ на все возрастающее раздражение к делу «повышения грамотности» подключился центр по противодействию экстремизму, суды и другие правоохранительные органы этой республики.
Суд Нижнекамска обязал Викторию Можарову научить своих детей говорить на татарском языке, а Павел Хотулев выступавший за отмену обязательного изучения татарского языка был обвинен в разжигании межнациональной розни.
Тем самым республиканские власти сами политизируют данный вопрос. В республике регулярно проходят акции протеста. Не особо рассчитывая на помощь федерального центра в решении языкового вопроса русские жители Татарстана апеллируют к классикам русской литературы. Очередная акция протеста пройдет 06 июня в день рождения А.С. Пушкина.
Остается надеяться, что великий русский поэт А.С. Пушкин не будет объектов проверки татарских борцов с экстремизмом за то, что в поэме Бахчисарайский фонтан назвал татар «Бичем народов».
Все эти действия республиканских властей русским воспринимаются русским населением Татарстана как дискриминационные и препятствующие получению качественного образования, сохранению национальной культуры и традиций, а также реализации человеческого потенциала.
Все это ведет к миграции русских в другие регионы, а в перспективе к разрушению культурного и языкового единства России.