Неожиданный успех на выборах партии «Свобода» вызвал большой интерес и острую дискуссию в России и русском движении. Одни отреагировали на успех «Свободы» откровенным восторгом, другие – заинтересованным вниманием, третьи – ярко выраженным неудовольствием. Это неудивительно, поскольку украинские националисты (и «Свобода» в частности) воспринимаются русским национальным движением, с одной стороны, как политические «коллеги», с другой – как объективный фактор политической реальности Украины, с третьей – в лучшем случае, как «переделанные русские», в худшем – как заклятые враги и русофобы.
В середине ноября корреспонденты Агентства Политических Новостей отправились в Киев, чтобы встретиться с представителями партии «Свобода» и пообщаться с гражданами Украины, часть которых сделала вполне определенный и осознанный выбор, проголосовав за то, чтобы националисты представляли их интересы в национальном парламенте.
В партийном офисе
Пятничный вечер в столице Украины. Как и в любом крупном мегаполисе, с наступлением сумерек центральные улицы пустеют: люди разъезжаются по домам в спальные районы или отправляются за город на выходные. Однако жизнь в штабах политических партий, которые лишь недавно закончили тернистый путь по бурному потоку предвыборной гонки, продолжает кипеть и в нерабочее время. В этом мы убедились, когда зашли в столичный офис Всеукраинского объединения «Свобода» - главной неожиданности состоявшихся в конце октября парламентских выборов.
Несмотря на то, что «свободовцы» разместились в самом сердце «матери городов русских», для случайно попавшего туда стороннего наблюдателя их «мозговой центр» напоминает скорее штаб революционеров-подпольщиков: переоборудованная под офис жилая квартира давно не знала серьезного ремонта, мебель только самая необходимая, минимум оргтехники. В спартанскую атмосферу помещения прекрасно вписываются и одетые отнюдь не модные костюмы партийцы, которые принимают звонки с помощью самых простых моделей мобильных телефонов. Стены офиса украшают портреты «икон» украинского национального движения – поэта Тараса Шевченко, идеолога Организации Украинских Националистов Степана Бандеры и командующего УПА Романа Шухевича. Привыкшему к комфорту обитателю европейских столиц было бы непросто поверить, что в штабе националистов заседают, ни больше, ни меньше, лидеры одной из крупнейших парламентских партий страны, которая только что набрала больше десяти процентов голосов избирателей одного из крупнейших государств Европы.
Лидер партии Олег Тягнибок в этот день в украинской столице отсутствует, поэтому в партийном офисе мы встречаемся с главой киевского отделения «Свободы» Андреем Ильенко (сын известного украинского режиссера и сценариста Юрия Ильенко), который, по его словам, в отсутствие партийного лидера «сидит здесь на хозяйстве». Поскольку беседа с депутатом оказалась довольно интересной и содержательной, мы решили выделить ее в отдельный материал с рассказом о вырванной с боем победе А.Ильенко на выборах в Киеве и его ответами на наши вопросы.
«Вера без дел мертва»
К своему звездному часу националисты пришли далеко не сразу. Их путь в Верховную Раду продолжался семь лет, если вести отсчет с момента первого самостоятельного выступления «Свободы» на выборах. Если же брать за стартовую точку основание организации-предшественницы - Социально-Национальной Партии Украины (СНПУ), в которой с первого дня принимал участие нынешний главный «свободовец» Олег Тягнибок, то можно говорить и вовсе о двадцатиоднолетней истории борьбы за успех во всеукраинском масштабе.
За этот период «Свобода» успешно освоила методы политической деятельности, позволившие ей вырасти из движения, носившего во многом субкультурный характер, в мощную общественную структуру, представленную во всех регионах страны. «Наша работа не ограничивается одной пропагандой идеологии. Мы активно используем метод “от двери к двери”, - делится секретами партийного успеха ведущий активист организации, работающий депутатом Киевского областного совета, Юрий Ноевый. – Что это означает на практике? Мы приходим к людям, которые сталкиваются с какими-то проблемами, вызванными неправовыми действиями или, наоборот, бездействием властей. Начиная с того, чтобы, условно говоря, вкрутить лампочку в подъезде и кончая уплотнительной застройкой Киева. При этом мы помогаем только тем, кто реально хочет добиться результата, а не просто ожидает, когда же “добрый дядя” сделает все за него. Если мы видим, что у человека есть решимость отстаивать свои интересы, то мы будем бороться вместе с ним».
Активисты «Свободы» занимаются самыми разными формами общественной деятельности: оказывают благотворительную помощь нуждающимся, устраивают юношеские спортивные соревнования и походы, занимаются благоустройством населенных пунктов, участвуют в решении экологических проблем.
Как сказано в Писании, «вера без дел мертва есть». Для политической организации, впрочем, верен и обратный принцип: практические действия обязательно должны подкрепляться целенаправленной идеологической работой как внутри актива, так и с потенциальными сторонниками. Для пропаганды своих идей «свободовцы» используют разные методы, включающие в себя массовые шествия (например, на последний марш в честь создания Украинской Повстанческой Армии, состоявшийся 14 октября, пришли, по разным оценкам, от 15 до 30 тысяч киевлян), кампании по популяризации украинского языка и культуры, митинги, пикеты, круглые столы и конференции. Руководители партии содействуют установке памятных знаков, посвященных ключевым датам украинской истории. Рядовые члены организации регулярно занимаются распространением партийной газеты на улицах и площадях практически всех областей Украины.
Многолетняя общественная
деятельность принесла свои плоды: в «Свободу» массово пошли неравнодушные люди.
На настоящий момент в активе партии по всей Украине состоит порядка десяти
тысяч человек. По словам Юрия Ноевого, работавшего координатором кампании
партии в Донецкой области, население которой в настоящее время наименее
восприимчиво к идеологии украинского национализма, совокупная численность
отделения партии там уже достигла 400 человек. Ячейки «Свободы» появляются не
только в крупных городах, но и райцентрах и даже небольших поселках. И это при
том, что финансовый ресурс, находящийся в распоряжении партийцев, сильно
ограничен. «В отличие от всех других
политических сил, мы объединяемся на строго идеологической основе, -
говорит Юрий Ноевый. - За исключением
небольшой части руководящего звена и некоторых технических сотрудников, все
работают во имя идеи на добровольных началах. Когда к нам приходит новый
человек, то он уже изначально в курсе, что денег здесь не заработаешь. Это
ставит фильтр против разных проходимцев уже на начальном этапе и благотворно
сказывается на качестве кадров. Именно поэтому мы не замешаны ни в каких коррупционных
скандалах, нет у нас и так называемых “тушек” (перебежчиков из стана “оранжевой”
оппозиции в лагерь “Партии Регионов” – прим. ред.). Разумеется, безупречная репутация
со временем превращается со временем в политический капитал».
По словам депутата Андрея Ильенко,
только за 2011-2012 гг. его организация провела в столице Украины более 200
«акций прямого действия», направленных на помощь гражданам в решении локальных
проблем, с которыми им приходится сталкиваться в районе их проживания.
Интенсивная работа на местах, которая чаще всего никак не освещалась в
центральных СМИ, позволяла постепенно завоевывать доверие граждан.
Важной особенностью «Свободы» является внутренняя дисциплина, поддерживаемая партийными функционерами. Как рассказал Юрий Ноевый, звенья всех уровней регулярно проводят собрания актива – от центрального комитета до низовых ячеек. Во время этих собраний руководители сообщают активу актуальную политинформацию, касающуюся текущего положения дел в стране и позицию по ним лидеров организации. Помимо этого, члены ячейки регулярно в индивидуальном порядке отчитываются о проделанной работе: кто в каких акциях участвовал, кто распространял печатную агитацию, кто как помогал местным жителям решать насущные проблемы. Причем от несения «полевой службы» не освобождается никто, невзирая на чины и звания. Поэтому на митингах и пикетах «Свободы» можно увидеть и серьезных бизнесменов, и авторитетных ученых, держащих в руках желто-голубой флаг объединения. Стоит также отметить, что «Свобода» - это действительно «молодая» партия. В ее активе состоят тысячи пассионарных юношей и девушек, готовых «за идею» уделять значительную часть своего времени партийной работе.
Идеология
Идеологию партии ее лидеры называют «социальным украинским национализмом». В ее основу были положены труды одного из крупнейших теоретиков и практиков украинского национализма Ярослава Стецько, в первой половине 1940-х гг. занимавшего пост первого заместителя Организации Украинских Националистов Степана Бандеры, а впоследствии ставшего одним из лидеров украинской эмиграции на Западе. В частности, ключевое значение для партии имеет книга Стецько «Две революции», в которой выдвигался тезис о том, что подлинная революция на Украине должна состоять не только в достижении украинцами полной независимости от «московского коммунистического режима», но и обеспечении социальной справедливости для всех членов нации как единого духовно-кровного организма. «Наша революция – всенародная. Мы идем с народом, в котором тесно связаны дело социального освобождения с делом национальной независимости», - писал Стецько. С этой точки зрения для него были неприемлемы крайние формы западного экономического либерализма «laissez faire», которые, по мнению лидера ОУН, являлись не меньшей опасностью для украинской нации, чем большевизм.
Заложенная в программу партии компонента борьбы за социальную справедливость в сочетании с антиолигархической риторикой способствовали успехам партии, в том числе и на последних выборах. Помимо этого, «Свобода» твердо придерживается консервативных ценностей: выступает за традиционную модель семьи как союз мужчины и женщины и негативно оценивает деятельность организаций сексуальных меньшинств и структуры, лоббирующие «ювенальную юстицию» (более того, противостоит им на практике).
Несмотря на то, что «свободовцы» являются сторонниками светского национального государства, они воспринимают христианство восточного обряда (среди членов партии хорошо представлены как греко-католики, так и православные) как духовную основу украинского народа. Поэтому Олег Тягнибок и его соратники ежегодно выпускают послания, в которых поздравляют украинцев с великими христианскими праздниками – Рождеством и Пасхой.
Национальная справедливость, по мнению идеологов «Свободы», должна состоять в «полновластии украинской нации в своей Богом данной стране», которое будет обеспечиваться могущественным Украинским государством. Чтобы украинцы могли стать реальными хозяевами в своей стране, требуется создать институты, которые смогут обеспечивать социальную справедливость для всех органов народного тела. Однако до тех пор, пока Украиной правят элиты, унаследовавшие власть от антинационального коммунистического режима, никакое оздоровление власти невозможно. Поэтому в первом же разделе программы партии, названном «Коренное очищение власти», предлагается решительным образом порвать с тоталитарным прошлым.
Первые пункты этой программы сформулированы
следующим образом: «1. Провести люстрацию
власти. Отстранить от власти агентуру КГБ и государственных служащих,
работавших на руководящих должностях в КПСС. 2. Обнародовать списки агентов КГБ
СССР, которые работали или работают на государственной службе в Украине или
занимают другие общественно значимые должности».
Несмотря на негативное отношение к Российской Империи и особенно Советскому
Союзу, которые, по мнению украинских националистов, препятствовали полноценному
самостоятельному развитию украинской нации, ряд активистов «Свободы»
оптимистично оценивают перспективы диалога с русским национальным движением в
РФ на равноправных условиях в духе взаимного признания и уважения. «Мы
не против русских, мы против неоимпериалистической политики, проводимой Кремлем
и подыгрывающей ему псевдоукраинской олигархической “элитой”. Не стоит думать,
что такие вещи как воровство газа и прочие подковерные манипуляции в
экономической сфере отвечают коренным интересам украинской нации, которая сама
подвергается ограблению со стороны правящей номенклатуры», - говорит Юрий Ноевый.
Олег Тягнибок
Естественно, никакая самая многочисленная организация не сможет быть эффективной без авторитетных руководителей, способных ставить политические цели и последовательно их добиваться. В этом отношении ключевой фигурой для «Свободы» является Олег Тягнибок, который является харизматичным лидером и «эффективным менеджером» партии одновременно. На нем хотелось бы остановиться отдельно.
История семьи Тягнибока как
нельзя лучше подходила для будущего политика-националиста. Его прадед по матери
Лонгин Цегельский был депутатом-украинофилом Сейма Австро-Венгрии, принимавшим
активное участие в создании Западно-Украинской Народной республики –
кратковременного государственного образования, просуществовавшего в Галичине с октября 1918 по июль 1919 г. Его
деда – грекокатолического священника Артемия Цегельского – советские
карательные органы отправили в ссылку в Сибирь за отказ присоединиться к РПЦ на
Львовском соборе духовенства Греко-католической церкви в 1946 г. Отец политика
сумел сделать карьеру в советской спортивной медицине, не вступая в КПСС: в
1982 г. Ярослава Тягнибока назначили главным врачом сборной СССР по боксу.
Скончался он при загадочных обстоятельствах в 1984 г.
На внешнего наблюдателя Тягнибок
производит впечатление человека абсолютно преданного идее. Говорит он довольно убедительно, не
боясь поднимать темы, заведомо неприятные для значительной части аудитории. При
том, что в его речах можно обнаружить
некоторый популизм, он с лихвой
компенсируется харизмой и целеустремленностью политика. Как говорят сведущие
люди, Тягнибок пользуется безусловным авторитетом у соратников, но не
препятствует появлению новых ярких лидеров на местном и общегосударственном
уровне. Лидер «Свободы» постоянно ездит по регионам - от маленьких галицких сёл до Севастополя,
населенного преимущественного русскими, активно общается с потенциальными
избирателями, вникая в их специфические проблемы. Тягнибок ни разу не был
замешан, что немаловажно, в каких-либо сексуальных или финансовых
скандалах.
Под стать Тягнибоку и его окружение, которое состоит из успешных в своих профессиональных областях общественных деятелей – ученых, бизнесменов, врачей, юристов, журналистов и др. Среди этих людей нет маргиналов, которые бы отпугивали электорат эксцентричными выходками, характерными для представителей «Партии регионов» и ее главы Януковича (которого нередко называют «Бандюковичем»). Напротив, лидеры «Свободы» активно ездят по стране и стремятся найти контакт с максимальным числом граждан посредством различных каналов коммуникации – как через разные виды СМИ, так и в ходе непосредственного общения в залах и на улицах.
Глас народа
На то, что «свободовцы» достигли большого успеха и завоевали популярность среди населения Украины, указывают не только высокие электоральные показатели «Свободы». Во время нашей короткой поездки мы успели опросить несколько десятков киевлян и гостей столицы из других украинских городов (большинство из них, кстати, были русскоязычными). Среди них далеко не все поддержали националистов на выборах в Верховную Раду. Однако ни один из наших респондентов не отозвался о «Свободе» как о маргинальной или «фашиствующей» политической силе. Большинство опрошенных нами людей разных возрастов и социального положения признались, что если в итоге они и не голосовали за команду Олега Тягнибока, то, как минимум, рассматривали для себя такую возможность. Некоторые, правда, отмечали «радикализм» идеологии «Свободы», однако, по их мнению, в условиях, когда большая часть «умеренных» ветеранов украинской политики дискредитировала себя неспособностью изменить тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, этот радикализм является скорее достоинством партии, нежели ее недостатком. Поэтому лозунг, с которым «Свобода» шла на последние выборы – «Рука не вздрогнет изменить все в пользу украинцев!» - очень органично сочетался с имиджем партии.
Вообще последний электоральный успех «Свободы» зафиксировал тот факт, что партия сумела полностью демаргинализироваться в глазах массового избирателя. Она, наконец, развеяла два работавших против нее основных мифа: о своей неспособности преодолеть минимальный порог в несколько процентов, позволяющий пройти в парламент, и о «фашистском» характере своей идеологии. Цифры говорят сами за себя: «Свобода» преодолела 5% барьер во всех городах Восточной Украины кроме Донбасса и Крыма. В столице государства, где проживает наиболее образованная и социально активная часть общества, результат был и вовсе феноменальным – почти 18%. Это вдвое больше, чем ожидали сами националисты накануне выборов. А ведь еще несколько лет назад в масштабах страны они не могли набрать и одного процента. («Свобода» набирала 0,36% в 2006 г. и 0,76% в 2007 г.)
Наконец, нельзя не отметить самую поразительную деталь: по данным экзит-поллов,
именно среди сторонников националистов наибольшая доля людей, имеющих высшее
образование.
Подведем некоторые итоги.
Пятнадцатикратный рост численности сторонников партии, возглавляемой Олегом Тягнибоком, объясняется тремя основными причинами. Во-первых, за ним определенно стоят заслуги руководства, сумевшего за несколько лет превратить довольно маргинальную даже по львовским меркам организацию в дееспособную структуру с положительной репутацией, способную решать серьезные политические задачи. Во-вторых, успех националистов прямо коррелирует с процессом распространения и усвоения (отдельной от русской) украинской идентичности, в том числе и в регионах левобережья Днепра, по разным причинам скептически воспринимавших победившую в западной части страны концепцию украинского народа. В-третьих, очень часто галочка в бюллетене напротив «Свободы» служила формой протестного голосования той части граждан, которые разуверились в способности «старых» партий решать насущные проблемы страны, входящей в топ лидеров по уровню бедности в Европе.
Украинцы и русские: сходства и различия национальных движений
При знакомстве с историей и деятельностью современного украинского национального движения, нельзя не отметить его существенные сходства и различия с русским национальным движением. Основное сходство, прежде всего, в том, что «Свободу» сопровождали (и сопровождают частично и сегодня) проблемы маргинализации партии за счет немалого количества идеологически радикальных кадров (политический радикализм на Украине гораздо выше, чем в России, и является в глазах украинцев скорее позитивным фактором, нежели негативным). Украинским политикам-националистам и сегодня приходится бороться с некоторыми «нацистскими» рудиментами в своих рядах – с «зигами» на маршах, апологией Третьего рейха и пр. Еще 5-7 лет назад «Свобода» во многом страдала от откровенно субкультурного характера своих массовых мероприятий и организационной деятельности. Стоит ли говорить, что русское движение испытывает сегодня те же проблемы, причем в гораздо более острой и неприглядной форме, что наглядно показал последний Русский марш 4 ноября в Москве.
Отличие украинского национального движения от русского, на наш взгляд, заключается в трех принципиально важных моментах.
Первое – изначальное наличие некоего плацдарма украинского национализма, который обусловил укрепление и со временем его расширение на всю страну. Речь идет о Западе Украине – Галичине, Львовщине, Тернопольской, Ивано-Франковской областях. Недавно политолог Павел Святенков в своем блоге дал очень удачное, на наш взгляд, определение народа: «Народ – есть группа людей, объединенная вокруг своей Священной Земли». «Священная земля – это географически локализованное сакральное место, где люди символически живут вместе с богами, героями и предками». Запад Украины и является для националистически настроенных украинцев это самой «священной землей», а их герои и предки - это те, кто с оружием в руках противостоял большевистским карателям, щедро удобряя эту землю своей кровью – чтобы спустя десятилетия на ней возросли побеги «Свободы». Русские же не имеют опыта сопротивления советской оккупации в относительно недавнем прошлом (да и Белое движение, - «при всем уважении» - не было собственно националистическим), и поэтому лишены этой локальной «священной земли», которая служила бы некой «питательной средой» русского национализма как идеологии и политической практики, а также плацдармом для дальнейшего расширения.
Второе важное отличие – отсутствие на Украине раздражающего миграционного фактора, что позволило украинским националистам не «воевать на два фронта» (и с «нашествием иноплеменных», и с политическим режимом), а сконцентрироваться на внутренних проблемах страны и своего народа. Хотя, надо полагать, если бы украинские власти взяли на вооружение миграционную политику, проводимую Кремлем, то политические успехи и популярность «Свободы» могли бы быть существенно выше. Нельзя исключить, что массовый ввоз иностранной рабочей силы не практикуется властями Украины в частности из-за наличия там сильного национального движения. Жесткое противодействие националистов мигрантам (и набор за счет этого политических очков) стало бы серьезной головной болью украинских властей.
И третье – это, безусловно, наличие в украинском государстве относительной политической свободы, неведомой России даже с обрушением тоталитарного советского режима. Это подтверждает сам факт участия и большого успеха партии «Свобода» на парламентских выборах 2012 года.
Именно этими тремя факторами можно показать различия между национальными движениями России и Украины, а также объяснить успехи украинских националистов и поражения русских.
Очевидные успехи националистической партии в постсоветской стране, очень похожей по социально-экономическим параметрам на современную Россию, на наш взгляд, должны быть предметом пристального внимания русских националистов, а политический опыт «Свободы» - поводом для размышлений о состоянии русского национально-освободительного движения.